Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Согласные звуки [ф] [ф,]. Буквы Ф ф»

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Цели:

1. Познакомить учащихся с новыми звуками[ф] [ф,], буквами Ф ф.

2. Расширить кругозор учащихся, их словарный запас.

3. Продолжить работу над развитием речи учащихся.

Оборудование: иллюстративный материал, раздаточный материал, таблицы с морскими флажками, обозначающими буквы русского алфавита («Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев), плакат с зашифрованной при помощи морских флажков, надписью.

Ход урока по литературному чтению в 1 классе «Согласные звуки [ф] [ф,]. Буквы Ф ф»

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, во время которого познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает.

- А куда мы отправимся, вы узнаете, прочитав слово по первым звукам названий предметов, изображённых на картинках (на доске изображения вишни, эскимо, ручки, филина).

[в ,]                     [э]                    [р]                         [ф ,]

- Что такое верфь?

- Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова? (толковый словарь русского языка)

- Верфь - место постройки и ремонта кораблей. (читает ученик у доски)

(Если дети не отвечают самостоятельно, учитель сам объясняет значение слова, подкрепляя объяснение иллюстративным материалом).

3. Знакомство с новыми звуками[ф] [ф,].

- Каким звуком заканчивается это слово? ([ф,])

- Дайте ему характеристику.

- Звук [ф,] обозначается буквой [эф].

- Для чего человеку нужны корабли?

- На какие группы можно их разделить? (На грузовые, пассажирские, торговые, военные.)

Как называется соединение всех военных или торговых кораблей страны? (Флот)

- С какого звука начинается это слово? ([ф])

- Дайте ему характеристику.

- Составьте звуковую схему этого слова (двое детей у доски, остальные самостоятельно)

Звук [ф] обозначается буквой [эф]. ( на доске)

Слайд №

мультфильм

- Какие звуки выделили? ([ф, ф,])

- Какой буквой обозначаются на письме?

4. Упражнения в слышании звуков.

а) придумайте слова, в которых встретятся звуки [ф] или [ф,];

б) хлопните в ладоши, если услышите [ф,] : фитиль, факел, фиалка, флаг, февраль, Фёкла.

- Какие гласные смягчили согласный звук?

- Какие ещё буквы могут смягчить согласный звук?

5. Физкультминутка.

6. Чтение слогов и слов с буквой эф.

- Посмотрите на букву. На что она похожа? (Филин, очки, ключ.)

1) работа с карточками:

- Перед вами лежат карточки разных цветов.

- На карточках голубого цвета прочитайте только буквы русского алфавита.

R Ф Z О W Н S А Р Ь

-  На карточках розового цвета среди набора букв найдите спрятавшееся

слово.

К Л А Ф А К Е Л В

- На карточках зелёного цвета прочитайте только те буквы, которые находятся между

согласными.

В О Л А О К Ф П И С Ц Ш Е З РМ

а) фонарь

факел

офицер

- Все ли слова были понятны?

(Что такое факел)

- Найдите в этих словах только слоги с изученной буквой. Прочитайте.

- Одинаково ли произносится звук (ф) в этих словах? В чём разница?

- Назовите только те слоги, которые читаются мягко.

- Читаем хором слоги-слияния.

- Читаем слова.

- Назовите то слово, в котором 3 слога. Докажите.

(офицер)

- Назовите среди записанных слов то, в котором звуков меньше, чем букв. Докажите. (фонарь)

- Составьте новые слова из букв этого слова и напечатайте их:

фонарь – фон, нора, рано, рань, фора, он, она;

- Прочитаем слова хором.

- Назовите слова, состоящие из 1 слога; из 2 слогов.

- Назовите слова, в которых встретились изученные сегодня звуки.

8. Физкультминутка.

9. Чтение текста

а) работа в тетради «Я читаю.»

- Откройте тетради на странице 21

- Кто самый главный человек на корабле? (капитан)

- Почитайте название  текста

-Как вы думаете, о ком в нём пойдёт речь?

- Прочитайте просебя слова,  которые встретятся в тексте:

- Прочитаем хором.

-  Прочитаем текст «Паук - капитан».

б) Работа над содержанием текста

- Что можете сказать о лодке?

- Кто был капитаном лодки?

- Что произошло с капитаном?

- Почему это произошло?

- Прочитайте первое предложение, как вы понимаете выражение - «по глади воды»?

10. Составление и чтение предложения.

- А у меня есть своё предложение, связанное с  морской тематикой. Только оно рассыпалось.

(У детей конверты с полосками бумаги, на которых записаны слова предложения. Работа в парах)

- Прочитайте слова, записанные на карточках. (Плывёт, флот, родной, земле, к.)

- Что с ними надо сделать, чтобы получилось предложение?

- Выполните. Прочитайте. (На доске открывается эта часть предложения)

- Чего не хватает в вашем предложении? (Точки)

- Составленное вами предложение является частью другого большого предложения, поэтому

вместо точки я поставлю запятую.

- Объединим две части и прочитаем то, что получилось.

(Флот плывёт к родной земле, Флаг на каждом корабле.)

- Какие слова с изученной сегодня буквой встретились в этом предложении?

- Какой звук обозначает буква эф в этих словах?

- Выучим стихотворение.

11. Подведение итогов урока.

- С какой буквой познакомились сегодня на уроке?

- Какие звуки она обозначает?

- Прочитав предложение, мы узнали, что есть на каждом корабле флаг.

- О чём может рассказать флаг на корабле?

(Из какой страны прибыл корабль, может сигнализировать о чём-то)

- Капитан  приготовил вам одну надпись, а какую именно,   предстоит отгадать самостоятельно, пользуясь специальным ключом.

(Открываются флажки ВМФ и дети читают надпись «Молодцы»)

Скачать приложение к уроку.

Скачать презентацию к уроку по литературному чтению в 1 классе «Согласные звуки [ф] [ф,]. Буквы Ф ф