Конспект урока математики в 1 классе: «Число 9. Цифра 9»

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Основные предметные цели:

- помочь детям усвоить представление о числе 9, написании цифры 9, состав числа 9.

- закрепить знания между частью и целым, сравнение чисел с помощью числового отрезка

Физминутки на уроке учитель проводит по мере утомляемости учащихся.

Ход урока по математике в 1 классе:

1. Организационный момент.

Прозвенел, друзья, звонок.

Начинается урок

А девиз у нас какой?

Все что надо под рукой!

2. Этап мотивации.

Метапредметные результаты:

-самоопределение

-учиться высказывать свое предположение

-донести свою позицию до других: оформить свою мысль в устной форме.

Учитель:

-Ребята! К нам на урок сегодня пришли слова (слова написаны на

карточках и прикреплены к доске или выведены на слайд)

Шум

Память

Смех

Мысли

Внимание

Старание

-Какие из этих слов мы оставим на уроке для того чтоб они нам помогали учиться, а какие попросим подождать до перемены?

Дети проговариваю, какие слова они хотели бы оставить на уроке, объясняют почему, а какие слова они хотят оставить до перемены, так же объясняют свою точку зрения. В результате на доске появляются две колонки слов:

На перемене: на уроке:

Шум               память

Смех              мысли

внимание

старание

3. Этап актуализации и фиксирования затруднения.

Предметные результаты:

- обозначать изученные числа цифрами

- находить для любого натурального числа последующее и предыдущее

- представлять изученные числа в виде набора меньших чисел.

Учитель:

- Ребята, давайте посчитаем количество букв в каждом слове и запишем его цифрой.

Дети считают количество букв в словах и записывают цифры: 3, 4,6,5. После записи каждой цифры дети называют последующее число, предыдущее соседей числа. Так же вспоминают состав каждого из записанных чисел.

Игра «Засели домики»


Например:

Учитель:

-Сколько букв в слове шум?

Дети:

-В этом слове три буквы.

Учитель:

-Запишите цифру 3.

-Назовите для числа три предыдущее число. На сколько оно меньше?

Дети:

-Предыдущее число два. Оно меньше чем три на один.

Учитель:

-Назовите последующее число. На сколько оно больше?

Дети:

-Последующее число четыре. Оно больше на один.

Учитель:

_-Сколько букв в слове смех? Запишите это число цифрой.

-Назовите соседей числа. Какое из них предыдущее, а какое последующее?

Как их можно получить?

- Из каких частей может состоять число 4?

Так же разбираются остальные числа.

У детей возникает затруднение:

- В слове понимание 9 букв, а мы еще не умеем писать эту цифру….

4. Этап целеполагания и построения выхода из затруднения

Учитель:

-Какую цель поставим перед собой?

Дети:

- Научиться писать цифру 9.

Учитель:

- Прежде чем научиться писать цифру 9,что мы должны узнать про нее?

Дети:

-Мы должны узнать как образовывается число 9, из каких частей состоит, где его место в числовом ряду.

Учитель:

-Какая будет тема урока?

Дети: Число девять.

Учитель:

- Давайте составим план знакомства с числом 9.

Дети совместно с учителем составляют план изучения числа (по аналогии с предыдущими уроками)

План записывается на доске:

1. Образование числа, его место на числовом отрезке

2. Обозначение цифрой

3. Состав числа

5. Этап реализации построенного проекта

Предметные результаты: читать, понимать модели натуральных чисел

- обозначать изученные числа цифрами

- знать название операции сложения

- представлять изученное число в виде набора меньших чисел

- узнавать и называть изученную геометрическую фигуру-прямоугольник

Учитель:

- Откройте учебник на странице ____ и найдите №1. Рассмотрите рисунок.

Сколько было вагончиков?

Дети:

- Было восемь вагончиков.

Учитель:

- Положите на парту столько же прямоугольников.

- Что произошло потом?

Дети:

- Прицепили еще один вагончик.

Учитель:

- Положите еще один прямоугольник.

- Составьте и запишите выражение к этому рисунку. Расскажите, что означает каждое число в записи. (Дети выполняют задание учителя)

- Сколько всего стало вагончиков? Какой по счету последний вагон?

- Какие можно задать вопросы? Назовите имя того, кому вы задаете вопрос.

Дети:

- Верно ли, что восемь и один будет девять?

- Верно ли, что число девять при счете следует за числом восемь?

- Верно ли, что девять без одного будет восемь?

- Верно ли, что число восемь идет перед числом девять?

Учитель:

- Где же на числовом ряду будет жить число девять?

Дети:

- Число девять будет жить после числа восемь.

Учитель:

- Разбейте прямоугольники, которые лежат у вас на парте, на две части и скажите, из каких частей может состоять число девять?

Дети выполняют действие и проговаривают из каких частей состоит число восемь. Здесь же закрепляется взаимосвязь между частями и целым.

- Число девять на письме обозначают цифрой 9. Рассмотрите образец цифры в учебнике. На что похожа эта цифра?

Подготовленные дети читают стихи и показывают картинки.

Шёл котёнок через мост,

Сел на мост и свесил хвост.

«Мяу! Так удобней мне ведь…»

Стал котёнок цифрой 9!

Цифра девять- маленький кружок.

С снизу подрисованным крючком.

Написать такую я бы смог,

С цифрами давно уж я знаком.

Учитель:

- А сейчас мы научимся писать эту цифру.

Учитель показывает образец написания цифры на доске. Дети пишут в воздухе, пальчиком по парте, выкладывают цифру на парте из ниточки.

Потом пишут цифру в тетради по образцу, данному в №4 на странице ____ учебника.

6. Этап первичного закрепления

Предметные результаты:

-составлять на основе простейших

моделей арифметические рассказы

-читать и понимать модели натуральных чисел в виде

схематических рисунков, схем

-обозначать изученные числа цифрами

-сравнивать изученные числа

-рассматривать связанные с составом числа случаи сложения и

вычитания

-представлять изученное число в виде набора наименьших чисел

Учитель:

-Ребята, где в жизни мы можем встретить число и цифру 9?

Дети:

- через год мне будет девять лет

-моя сестра учится в девятом классе

- я живу в доме №69 и т.д.

Учитель:

-А сейчас мы будем выполнять задания, где нам встретится число и цифра девять.

Задание №    в учебнике на странице.

Задание №    –устно.

7. Этап самостоятельной работы.

Задание №   учебника по вариантам с последующей проверкой на доске.

8. Рефлексия.

Предметные результаты:

- представлять изученное число в виде набора наименьших чисел

- находить последующее и предыдущее числа

Учитель:

- Ребята, давайте вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? Что узнали сегодня на уроке? Что понравилось?

Что вы можете рассказать о числе восемь?

9. Домашнее задание

Дома нарисуйте «портрет числа»