Конспект урока математики в 1 классе: «Число 9. Цифра 9»
Основные предметные цели:
- помочь детям усвоить представление о числе 9, написании цифры 9, состав числа 9.
- закрепить знания между частью и целым, сравнение чисел с помощью числового отрезка
Физминутки на уроке учитель проводит по мере утомляемости учащихся.
Ход урока по математике в 1 классе:
1. Организационный момент.
Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок
А девиз у нас какой?
Все что надо под рукой!
2. Этап мотивации.
Метапредметные результаты:
-самоопределение
-учиться высказывать свое предположение
-донести свою позицию до других: оформить свою мысль в устной форме.
Учитель:
-Ребята! К нам на урок сегодня пришли слова (слова написаны на
карточках и прикреплены к доске или выведены на слайд)
Шум
Память
Смех
Мысли
Внимание
Старание
-Какие из этих слов мы оставим на уроке для того чтоб они нам помогали учиться, а какие попросим подождать до перемены?
Дети проговариваю, какие слова они хотели бы оставить на уроке, объясняют почему, а какие слова они хотят оставить до перемены, так же объясняют свою точку зрения. В результате на доске появляются две колонки слов:
На перемене: на уроке:
Шум память
Смех мысли
внимание
старание
3. Этап актуализации и фиксирования затруднения.
Предметные результаты:
- обозначать изученные числа цифрами
- находить для любого натурального числа последующее и предыдущее
- представлять изученные числа в виде набора меньших чисел.
Учитель:
- Ребята, давайте посчитаем количество букв в каждом слове и запишем его цифрой.
Дети считают количество букв в словах и записывают цифры: 3, 4,6,5. После записи каждой цифры дети называют последующее число, предыдущее соседей числа. Так же вспоминают состав каждого из записанных чисел.
Игра «Засели домики»
Например:
Учитель:
-Сколько букв в слове шум?
Дети:
-В этом слове три буквы.
Учитель:
-Запишите цифру 3.
-Назовите для числа три предыдущее число. На сколько оно меньше?
Дети:
-Предыдущее число два. Оно меньше чем три на один.
Учитель:
-Назовите последующее число. На сколько оно больше?
Дети:
-Последующее число четыре. Оно больше на один.
Учитель:
_-Сколько букв в слове смех? Запишите это число цифрой.
-Назовите соседей числа. Какое из них предыдущее, а какое последующее?
Как их можно получить?
- Из каких частей может состоять число 4?
Так же разбираются остальные числа.
У детей возникает затруднение:
- В слове понимание 9 букв, а мы еще не умеем писать эту цифру….
4. Этап целеполагания и построения выхода из затруднения
Учитель:
-Какую цель поставим перед собой?
Дети:
- Научиться писать цифру 9.
Учитель:
- Прежде чем научиться писать цифру 9,что мы должны узнать про нее?
Дети:
-Мы должны узнать как образовывается число 9, из каких частей состоит, где его место в числовом ряду.
Учитель:
-Какая будет тема урока?
Дети: Число девять.
Учитель:
- Давайте составим план знакомства с числом 9.
Дети совместно с учителем составляют план изучения числа (по аналогии с предыдущими уроками)
План записывается на доске:
1. Образование числа, его место на числовом отрезке
2. Обозначение цифрой
3. Состав числа
5. Этап реализации построенного проекта
Предметные результаты: читать, понимать модели натуральных чисел
- обозначать изученные числа цифрами
- знать название операции сложения
- представлять изученное число в виде набора меньших чисел
- узнавать и называть изученную геометрическую фигуру-прямоугольник
Учитель:
- Откройте учебник на странице ____ и найдите №1. Рассмотрите рисунок.
Сколько было вагончиков?
Дети:
- Было восемь вагончиков.
Учитель:
- Положите на парту столько же прямоугольников.
- Что произошло потом?
Дети:
- Прицепили еще один вагончик.
Учитель:
- Положите еще один прямоугольник.
- Составьте и запишите выражение к этому рисунку. Расскажите, что означает каждое число в записи. (Дети выполняют задание учителя)
- Сколько всего стало вагончиков? Какой по счету последний вагон?
- Какие можно задать вопросы? Назовите имя того, кому вы задаете вопрос.
Дети:
- Верно ли, что восемь и один будет девять?
- Верно ли, что число девять при счете следует за числом восемь?
- Верно ли, что девять без одного будет восемь?
- Верно ли, что число восемь идет перед числом девять?
Учитель:
- Где же на числовом ряду будет жить число девять?
Дети:
- Число девять будет жить после числа восемь.
Учитель:
- Разбейте прямоугольники, которые лежат у вас на парте, на две части и скажите, из каких частей может состоять число девять?
Дети выполняют действие и проговаривают из каких частей состоит число восемь. Здесь же закрепляется взаимосвязь между частями и целым.
- Число девять на письме обозначают цифрой 9. Рассмотрите образец цифры в учебнике. На что похожа эта цифра?
Подготовленные дети читают стихи и показывают картинки.
Шёл котёнок через мост,
Сел на мост и свесил хвост.
«Мяу! Так удобней мне ведь…»
Стал котёнок цифрой 9!
Цифра девять- маленький кружок.
С снизу подрисованным крючком.
Написать такую я бы смог,
С цифрами давно уж я знаком.
Учитель:
- А сейчас мы научимся писать эту цифру.
Учитель показывает образец написания цифры на доске. Дети пишут в воздухе, пальчиком по парте, выкладывают цифру на парте из ниточки.
Потом пишут цифру в тетради по образцу, данному в №4 на странице ____ учебника.
6. Этап первичного закрепления
Предметные результаты:
-составлять на основе простейших
моделей арифметические рассказы
-читать и понимать модели натуральных чисел в виде
схематических рисунков, схем
-обозначать изученные числа цифрами
-сравнивать изученные числа
-рассматривать связанные с составом числа случаи сложения и
вычитания
-представлять изученное число в виде набора наименьших чисел
Учитель:
-Ребята, где в жизни мы можем встретить число и цифру 9?
Дети:
- через год мне будет девять лет
-моя сестра учится в девятом классе
- я живу в доме №69 и т.д.
Учитель:
-А сейчас мы будем выполнять задания, где нам встретится число и цифра девять.
Задание № в учебнике на странице.
Задание № –устно.
7. Этап самостоятельной работы.
Задание № учебника по вариантам с последующей проверкой на доске.
8. Рефлексия.
Предметные результаты:
- представлять изученное число в виде набора наименьших чисел
- находить последующее и предыдущее числа
Учитель:
- Ребята, давайте вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? Что узнали сегодня на уроке? Что понравилось?
Что вы можете рассказать о числе восемь?
Дома нарисуйте «портрет числа»