Урок русского языка в 3 классе: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»

(1 голос, среднее 2.00 из 5)

Цель урока: формирование навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма.

Задачи урока:

повторение правила проверки безударных окончаний имён существительных;  отработка правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений; закрепление ранее изученных орфограмм;

Ход урока русского языка в 3 классе

1. Орг. момент.

2. Словарная работа.

Списать с доски слова, вставляя пропущенные буквы: п..года, в..гон, м..тро, пш..ница, б..лото, в..сток, к..ртина.

- Найдите среди этих слов существительное, которое будет являться лишним по отношению к другим словам. Почему? (Слово метро – несклоняемое.)

3. Активизация полученных знаний.

- Какие из записанных слов относятся к 1-му склонению? (погода, пшеница, картина). Почему?

- Какие слова относятся ко 2-му склонению? (вагон, болото, восток). Почему?

- А какие существительные относятся к 3-му склонению?

- Где нам пригодится умение определять склонение имён существительных? (При написании безударных окончаний имён существительных.)

4. Объявление темы урока.

- Откроем учебник и назовём тему сегодняшнего урока.

(Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3 склонений).

- Этот урок относится к какому блоку? («Правописание»)

- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать правописание безударных окончаний имён существительных. Работаем в тетради «Пишем грамотно».

5.  Закрепление системы окончаний всех трёх склонений.

- Для того чтобы вспомнить падежные окончания  имён существительных, заполним таблицу, данную в упражнении № 1. ( Выполняется самостоятельно с последующей проверкой.)  - Те ребята, у кого возникнут трудности, могут воспользоваться карточкой-помощницей.

6. Отработка написания безударных падежных окончаний.

- Прочитайте задание к упражнению № 2. ( Выполняется фронтально).  Какое доказательство правильности выбора окончания мы будем записывать в скобках? (Склонение и падеж.)

- Дома вам надо будет выполнить упражнение № 6, где вы ещё раз закрепите написание падежных окончаний и вам придётся доказывать правильность выбранного окончания.

- Итак, чтобы доказать правильность выбранного окончания у существительного, что мы должны определить? ( Склонение и падеж.)

7. Физкультминутка.

- Чтобы правильно выполнить следующее упражнение, мы должны вспомнить, у существительных какого склонения никогда не пишется окончание  – и? (У существительных 2 склонения.) Прочитайте задание и скажите, имён существительных какого склонения не будет среди выписанных слов? Почему? ( У существительных 2-го склонения никогда не пишется окончание – и)

- Самостоятельно вставьте окончания в тетради и запишите слова  в рабочую тетрадь. (О мыши, из вишни, в тетради, к цели, от молодёжи, из избушки, от радости, после болезни, от дедушки, вдоль речки, из речки, в жизни)

- А теперь проверьте, как эту работу выполнил Винни-Пух. (О мыши,  из вишни, в тетрадки, к цели, от молодёжи, из избушки, от радости,  после болезни, от дедушки, вдоль речки, из речки, к речки,  в жизни.)

- Давайте поможем Винни-Пуху  исправить ошибки.

- Итак, что нужно знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания? (Нужно уметь определять склонение и падеж существительных и знать таблицу окончаний.)

- Но мы знаем ещё один способ проверки безударных окончаний. Какой это способ? (Безударные окончания имён существительных можно проверить по ударным окончаниям опорных слов.)

- При выполнении следующего упражнения, мы будем пользоваться  этим способом.

- Вспомните опорные слова 1-го, 2-го, 3-го склонения. (Весна, слон, рожь)

- Перед началом работы определим склонение каждого слова, изображённого на картинке, и справа от картинки напишем соответствующую цифру.

8. Комплексное повторение изученных орфограмм.

Выполняется самостоятельно с последующей устной проверкой. Упражнение №  3.

- В каких частях слова встретились орфограммы? ( В корне, приставке, окончании.)

- Назовите слова, в которых пропущенная буква находится в окончании, и объясните написание.  (У Всезнайки, летом, в фуфайке, в холодильнике)

- Назовите слова, в которых орфограмма находится в корне (спросили, зима, сидит, холодильнике, морозит, белоснежные, снегурки, поглядите, хожу, часто, отморозьте, проверяя) приставке. (Заснеженной, поглядите, отморозьте).

Дополнительное  задание (работа в парах): найти в группе лишнее слово и объяснить, по какому признаку оно отличается от остальных.

1) о столе, о стене, о весне, о лисе;

2) к кошке, к земле, к маме, к башне;

3) в степи, в ночи, в цепи, в кровати;

4) от деревни, от рощи, от площади, от палатки;

5) свечой, удачей, рощей, тучей;

6) около ели, около ёлки, около ёлочки, около мышки;

9. Подведение итога урока.

- Итак, давайте ещё раз повторим, как проверить правильность написания безударных окончаний.

(Работая в парах, дети заполняют карточки.)

Проверь себя

1) К 1 склонению относятся существительные …………………….. и …………………………… рода с окончаниями …………………. в начальной форме.

2) К …………………… склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием и ь на конце.

3) В предложном падеже у существительных 2 склонения пишется окончание ………….. .

4)В дательном падеже у существительных …………………… склонения пишется окончание –е.

5) У существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах – окончание ………… .

10. Домашнее задание:

выполнить упражнение №_______ из рабочей тетради.

11. Орг. конец урока.

Скачать презентацию к уроку русского языка в 3 классе: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»