Конспект урока окружающего мира во 2 классе: «Царица – водица»

(2 голоса, среднее 3.00 из 5)

Цель урока: формирование у детей понятия о значении воды в природе и в жизни человека на основе собственной поисковой деятельности

Оборудование: презентация, приборы для опытов, учебник, картинки, маршрутные листы, карточки

Ход урока

1.Организационный момент

Организация внимания учащихся

2. Вхождение в тему

— Мы отправимся в путешествие по прекрасной стране, где правит необычная царица. Угадайте ее имя:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

— О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?

— Верно, мы отправляемся в страну Царицы Водицы  На доску внутрь круга с вопросами вывешиваю карточка с надписью Царица-Водица.

3. Практическая работа в парах по определению свойств воды

— Однажды в эту страну пришел Художник и решил нарисовать портрет Царицы Водицы. Давайте и мы попробуем это сделать и отправимся на первую станцию нашего путешествия. Достаньте из своих конвертиков карту.

—  Как называется первая станция? (Практическая).

— На этой станции мы будем наблюдать за свойствами воды и составлять ее словесный портрет. Для этого потребуется голубая карточка. Работать вы будете в парах.

1. Рассмотрите воду и определите ее цвет. Посоветуйтесь друг с другом. А теперь выберите подходящее слово из написанных на карточке. Ребята, у кого синяя капелька, ваши слова написаны в строчках, а у кого голубая — в столбики. Обведите нужное слова карандашом

2. Понюхайте воду, определите ее запах. Выберите нужное слово.

3. Попробуйте воду на вкус и выберите подходящее слово.

Проверка:   — Какого вода цвета? (Бесцветная)

— Какой у нее запах? (Без запаха)

— Какой вкус? (Без вкуса)

Самооценка: Кто выбрал такие же слова, закрасьте капельку 1 станции голубым цветом, кто ошибся — красным.

Наблюдаю за проведением опытов

4.Создание проблемной ситуации

— Посмотрите, какой портрет у нас получился. Вода без запаха, без цвета, без вкуса. Посмотрел на нее художник и сказал жителям водной страны: «Что же это за царица такая, ничего в ней особенного нет: ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Не достойна она носить звание Царицы. То ли дело, роза! И красивая, и ароматная, а какое вкусное варенье получается из ее лепестков».

- Ребята, а кто согласен с Художником?

Некоторые жители тоже согласились с ним, а другие ответили:

— Как ты можешь так говорить? Ведь вода является царицей не только нашей страны, но и всей планеты Земля!

Вот так и спорят они по сей день, достойна вода быть царицей или нет. Давайте поможем им в этом споре. Для этого нам нужно найти столько достоинств воды, сколько знаков вопроса меня на доске.(13) В конце урока мы определим, Царица –  вода или нет.

- Отправляемся на следующую станцию «Угадай-ка».

Ученики высказывают свое мнение

5. Повторение о видах водоемов

Беседа по диаграмме.(слайд 2)

— Посмотрите на этот рисунок. Что можно сказать о воде?

— Недаром, нашу планету называют «голубой». Из космоса она кажется голубого цвета. Почему?

— Так какое же первое достоинство воды?

Показ фотографии с видом Земли из космоса.

Капелькой с изображением вида Земли  из космоса закрывается первый знак вопроса

6.Разгадывание кроссворда.


— А сейчас отгадаем кроссворд «Водный мир» и  повторим названия водных ресурсов. С ними вы знакомились на прошлых уроках. Достаньте листочки с кроссвордом. Я буду показывать слайды с изображением водных ресурсов, а вы будете вписывать их названия в клетки кроссворда

Дети отгадывают кроссворд

Проверка. Как, одним словом называются водные ресурсы? (Водоемы)

Самооценка. Кто угадал все слова, закрасьте капельку синим цветом, кто ошибся — красным.

7.Значение водоемов

- Достаньте желтую карточку. На станции «Сказочная» вы должны соединить название сказки с водоемом, который в ней упоминается.

Те  же надписи открываю и на слайде 11.

Ученики соединяют название сказки и водоем

8. Физкультминутка

- Немного отдохнем, а заодно я посмотрю, как вы знаете названия водоемов. Игра «Море или река». Все стоят. Если я назову реку, приседают девочки, если море — мальчики.

Называю водоемы-Волга, Черное, Средиземное, Урал, Байкал

Дети выполняют упражнения

9. Использование воды в быту

Скачать приложение

10.Работа по учебнику. Значение воды для растений и животных

Переходим на последнюю станцию, которая называется «Учебная». Здесь вы должны поработать с учебником. Откройте учебник на стр. 22 и прочитайте текст. Найдите и подчеркните ответ на вопрос: «Для кого еще необходима вода, кроме человека?»

— Кому же еще нужна вода? (Растениям и животным)

— Как называются места, где пьют животные? (Водопои)

Самооценка. Кто угадал все слова, закрасьте капельку синим цветом, кто ошибся — красным.

11. Формулирование вывода

Вот и закончилось наше путешествие, закрыты все вопросы  И пока мы с вами путешествовали, а Художник спорил с жителями водной страны, роза завяла. Почему это произошло?

- Так достойна ли Вода звания Царицы нашей планеты? Почему?

Вот какие слова сказал о воде знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери:

«Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»

— Согласны с этими строками? Поднимите руки.

— К сожалению, многие люди не понимают значение воды и наносят вред водоемам. О том, какой вред люди причиняют воде, как нужно ее беречь, вы поразмышляете на следующем уроке.

12. Домашнее задание

13. Итог урока

Что нового, интересного узнали на уроке?

— Все свои карточки сложите в конверт. На карте путешествия вы оценивали себя. Я проверю ваши работы, посмотрю, как вы себя оценили и всем поставлю отметки за урок.

14. Рефлексия

А сейчас, те, у кого было хорошее настроение, кто доволен своей работой, намочите капельки,  лежащие у вас на столе и приклейте на одну половину доски, а кто не доволен своей работой — на другую. Спасибо за работу.