Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе: «Знакомство с буквой Щщ»

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Цель урока: Познакомить со звуком [щ] и буквами Щщ.

Ход урока по русскому языку в 1 классе: «Знакомство с буквой  Щщ»

Организационный момент.

Прозвенел урок. Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадь?

- Проверили? Садитесь.

-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам, где живут сказочные герои и познакомимся с Емелей. (Слайд 1)

Сколько в этом слове звуков и букв? Почему звуков больше, чем букв?

Из какой он сказки?

Сегодня нас ждет встреча с этой сказкой.

-Что вы знаете о Емеле?  (Он лентяй)

Почему?

(Показываю иллюстрацию к сказке « По щучьему велению» Слайд 2)

-Жил– был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды. Делать нечего, пришлось Емеле спуститься с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идет Емеля, навстречу ему:

Два  щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Какой звук слышится в этом стихотворении чаще?

Физминутка.

- Сейчас мы попробуем изобразить эти  щенков. Выйдите из - за  парт. Покажите,  какие щенки маленькие. Присядьте. Колени обхватите руками.

Щенки медленно растут. Встаньте, поднимите руки вверх.

- Покажите как щенки подпрыгивают. Прыжки на месте.

- Покажите, как щенки бегают. Бег на месте.

Знакомство со звуком [щ]

Прибежал Емеля к реке, а что такое прорубь - не знаете. Помогите ему. (Прорубь – отверстие, прорубленное во льду. Слайд 3)

Зачерпнул Емеля одним ведром– а там…(Щука Слайд 4)

С какого звука начинается это слово?

Произнесите этот звук несколько раз. Дайте характеристику этого звука.

(При произношении воздух встречает преграду, значит [щ] согласный.

При произношении слышится шум, значит он глухой. Звучит мягко.)

Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

Знакомство с буквой Щ.

-Емеля поймал не щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ], чтобы вы могли читать и писать слова. (Показываю буквы Щщ)

Зачерпнул вторым ведром, а  там «...ука, ово…, товари..., …епка ». (Запись на доске. Слайд 5)

-Какой звук надо добавить, чтобы получились слова?

-Щука взмолилась: « Отпусти меня в прорубь».

А Емеля ей говорит: « Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».

- Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе.

Давайте поиграем вместо нее?

Только одно условие; в рифмованных словах  обязательно должен быть  звук [ щ].( Слайд 6)

Кепка-щепка, мука-щука, кит-щит, мель-щель, тетка - щетка, река – щека, венок-щенок.

Чтобы дойти до дома Емеле нужно составить схемы  слов «ящик» и «клещи».

ящик

Сколько звуков в слове ящик? Почему?

клещи

- Попросила старуха- мать сварить щи? Что такое щи?

А что нужно взять, чтобы сварить щи?

Давайте вместе сварим щи?

У шипящей этой буквы

Щи и борщ кипят в котлах.

Сколько свеклы , сколько брюквы

И капусты на столах!

- О какой шипящей букве говорится в этом стихотворении? Что вы узнали о ней?

Чтение слогов и слов с новой буквой

- Буква щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. К каким гласным щ не подойдет, с кем она не дружит? (я, ю, щ, ы)

Чтение слогов ща  щу  щи  ще  щё

Теперь прочитаем слова с этими слогами. (Букварь, с. 132)

- Прочитайте слова, где 1слог; 2 слога. Какое слово осталось непрочитанным.

(Овощи – 3 слога)

-Где помогли Емели овощи? Найдите в тетради и подчеркните названия овощей, необходимых для приготовления щей.

-Вышел Емеля  подышать  свежим воздухом, да ноги размять.

Физминутка

- У крылечка Емели сидит  маленькая собачка – детеныш.

Как сказать по-другому?

Расскажите, каким мог быть этот щенок? (Маленький, пушистый, забавный, игривый, добрый). (Слайд 8)

-А вот послушайте, как пишут о нем  в рассказе «Щенок». (Чтение текста)

- У кого щенок?

- Что ему дает Митя?

Что делает щенок с молоком?

Слушание музыки.

- У Юнги  Морщ  есть стихотворение «Огромный собачий секрет».

(Прослушать песню. Слайд 9).

- Как вы понимаете слова, «собака бывает кусачей только от жизни собачей»?

- Собака – друг человека. И от того, как мы относимся к ним, зависит подчас их жизнь.

Больно бывает видеть, когда  берут щенка, забавляются  с ним , пока  он  маленький , а когда  он вырастит, его выгоняют на улицу. Я надеюсь, что вы  никогда  так не поступите. И  наш  Емеля приютит щенка.

Знак с правилами написанием гласных после звуков  «ч», «щ»

- Емеля очень любит слушать сказки, которые ему рассказывала старуха - мать.

(Включаю запись сказки)

Прочитать стихотворение – правило  (Букварь с. 134)

-О чем в нем  говорится?

(В буквосочетаниях ча-ща  пишет а, в буквосочетаниях чу - щу  пишется буква у.)

Запишите эти буквосочетания в тетрадь.

Итог урока.

Ребята, о чем мечтает Емеля, лежа на печи?

Какие его мечты сбылись? (Ведра сами пришли в дом – водопровод, средства передвижения).

- Мечта может стать реальностью, а для этого нужно стараться, быть внимательным и хорошо учиться.

Скачать презентацию открытого урока  по русскому языку в 1 классе: «Знакомство с буквой  Щщ»