Урок русского языка: «Перенос слов»

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Цели:

1. Подвести учеников к выводу о том, как переносим слова с одной строки на другую;

2. Познакомить с основными случаями переноса слов;

3. Учить рассуждать, сравнивать, анализировать, группировать, вычленять;

Оборудование:

у учащихся:

1. веер гласных букв,

2. красные фломастеры, для обозначения гласных,

3. цветные карандаши,

4. зелёные ручки.

у учителя:

1. ноутбук, проектор, экран,

2. карточки со словарными словами,

3. карточки «Незнайка»,

4. Карточки для работы в группах,

5. Опорные схемы для разных случаев переноса слов,

Ход урока русского языка в начальной школе

1. Оргмомент.

2. Массаж пальцев и кисти руки.

Раз, два, три, четыре, пять (смыкание пальцев обеих рук и выгибание «от  себя»)

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый первый,      (растирают  большой палец)

Самый длинный и  большой.

Этот пальчик для того,

чтоб показывать его.               (растирают указательный палец)

Этот пальчик самый длинный

и стоит он в середине.           (растирают средний палец)

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.        (растирают средний палец)

А мизинчик хоть и мал,

Зато ловок и удал.                (растирают мизинец)

2. Чистописание.

«Я тетрадочку открою,

И как надо положу.

Я от вас, друзья не скрою

Ручку правильно держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь!»

(Запись даты.)

1). –Рассмотрите рисунок.

- Куда спешит улитка? Интересно, кто её там ждёт?

- Нарисуем улитку на строке (показ).

2). - Назовите буквы алфавита с которых не начинаются слова в            русском языке. (ь,ъ,ы)

- Какие общие элементы есть в написании этих букв?

3). Прочитайте слова «про себя», обозначьте гласные буквы красными точками.

- Разделите слова на слоги вертикальными линиями.

- Назовите слова из 1 слога, из 2-х слогов, из 3-х слогов.

- Как определить количество слогов в слове?

- Какую роль в данных словах выполняет «ь» и «ъ» знаки?

4) Самооценка написанного.

- Лучшую букву записать в окошке домика.

- Вот куда спешила улитка, к красиво и правильно написанной букве.

3. Словарная работа.

учит.ль,   дев.чка,   с.поги,   л.мон,   р.бята   (дети показывают пропущенную букву веером гласных букв.)

4. Физминутка для глаз. (Находят по классу кружки заданного цвета)

5. Актуализация знаний.

- Сколько букв в русском алфавите?

- Что такое буква?

- Какие бывают буквы?

(Ученик читает стихотворение:

«Буквы можем мы читать,

И в тетрадку записать.

В алфавите, посмотри,

Их всего лишь 33».)

- Какие бывают звуки?

- Какие звуки речевые?

- Сколько всего звуков в русском языке?

(Ученик читает стихотворение:

«Звуков целых 42!

Ах, кружится голова.

Какие они разные:

Гласные, согласные».)

- Что такое слог?

- Как определить, сколько в слове слогов?

(Ученик читает стихотворение:

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов,

Это знает каждый

Из учеников».

6. Постановка проблемного вопроса.

1. Просмотр фрагмента мультфильма (Незнайка записывает: «Я - поэт. Зовусь Не»…и у него заканчивается страница. Он не знает что ему делать дальше).

- Что же делать Незнайке, ребята? Давайте ему поможем. (высказывание мнений).

2. Работа в парах. (Каждой паре раздаётся карточка «Незнайка».

Задание: Поставьте знак переноса там, где считаете нужным.

(Сбор карточек, просматриваю, выбираю разные способы, предложенные детьми, и вывешиваю на доску.)

Не-знайка

Нез-найка

Незнай-ка

- Посмотрите, что получилось?

- Какое было задание?

-Задание было одно?

- А что получилось?

- Что же мы должны сегодня узнать?

- Какая же будет тема урока?

(Слайд «Перенос слов»).

7. Поиск решения проблемы.

Задание: Разделите слова на слоги для переноса в тетради (в это время 2 человека работают с обратной стороны доски, выполняя это же задание).

дети

машина

юла

змея

(Проверка.

Сравнение своих записей с правилом в учебнике (П.1, 3)

Вывешиваю опорные схемы для этих случаев переноса:

(Слова надо переносить по слогам.   о   -    о

Учитель:

«Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слога:

де-ти,  ма-ши-на»

Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.) (опорные схемы)

Учитель:

«Скучает буковка одна,

Стоит оторвана от слова…

Кем так обижена она

Несправедливо и сурово?

Ах, потеряли мы покой

От бесконечного вопроса!

Не первоклассник ли какой

Не знает правил переноса?»

Работа в группах по 4 человека.

Задание: Узнать остальные правила переноса слов, опираясь на таблицу в тетради.

Задание для 1 группы:

«Узнать, как переносятся слова с двумя одинаковыми буквами в середине слова.

Разделите слова для переноса: касса, ванна, жужжит, каллы.»

(Сравнение вывода детей с правилом. Чтение пункта правила, который соответствует этому случаю переноса: «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом.

Вывешиваю опорную схему.)

Учитель: «Две согласных, словно в сказке–переносятся по-братски.»

Задание для 2 группы.

«Узнать, как переносятся слова с ь в середине слова.

Разделите слова для переноса: деньки, кульки, письмо, кольцо.»

(Сравнение вывода детей с правилом. Чтение пункта правила, который соответствует этому случаю переноса: «Буква ь , ъ, й не переносятся на следующую строку.»   (Вывешиваю опорную схему.)

Задание для 3 группы

«Узнать, как переносятся слова с разделительным ъ

Разделите слова для переноса: подъезд, объём, отъезд, подъём.

(Сравнение вывода детей с правилом. Чтение пункта правила, который соответствует этому случаю переноса: «Буква ь , ъ, й не переносятся на следующую строку.»  ( Вывешиваю опорную схему.)

Задание для 4 группы

«Узнать, как переносятся слова с буквой й в середине слова.

Разделите слова для переноса: рейка, змейка, сойка, майка.»

(Сравнение вывода детей с правилом. Чтение пункта правила, который соответствует этому случаю переноса: «Буква ь , ъ, й не переносятся на следующую строку.»  ( Вывешиваю опорную схему.)

Вывод:  - Как же нужно переносить слова?

(по опорным схемам проговаривание правил переноса).

(Возвращаемся к слову «Незнайка» и переносим его разными способами по правилу).

8. Физминутка (музыкальная).

9. Первичное закрепление

Выполнение задания  на экране. (Даются по 3 слова, нужно найти слово, которое нельзя перенести).- устная работа.  (ЭОР №2)

10. Самостоятельная работа

1. Выполнение задания в учебнике–упр.21. (по вариантам). (Спиши, раздели слова для переноса.)

2. Взаимопроверка выполненного задания.

11. Итог урока.

Проговаривание правил переноса слов по опорным схемам.

12. Домашнее задание.

Подготовить по 3 слова для переноса (для товарища)