Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)



Индекс материала
Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи
страница 2
страница 3
страница 4
страница 6
страница 7
Все страницы

коррекционная работа с детьми

Из опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад №38 г. Апшеронска

Вощетинской О.П.

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей. У детей с нарушением речи плохо развиты быстрота и координация движений, мелкая моторика.

Взаимосвязь общей, мелкой, и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитее тонких движений  пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций, состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук.

Многим детям с ОНР и стертой формой дизартрии первоначально необходима механическая помощь для формирования координации и силы тонких движений, навыка выполнений действий с мелкими предметами, рисование, лепка, аппликация. Формирование речевых областей под влиянием кинестетических импульсов от рук, пальцев.

Формирование речи и продуктивная деятельность (изобразительная и конструктивная) осуществляются в разных видах образовательной деятельности. Это сдерживает развитие творческих способностей детей с ОНР. Поскольку у них практически отсутствуют словесные формы общения, начатки фразовой речи, они испытывают дополнительные трудности при переходе от манипуляции с материалами к продуктивной деятельности.


Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Цель обучения изобразительной деятельности – развитие эмоционального мира ребенка. Изобразительность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представления, воображение и прочее) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное не обучать рисованию, а познакомить ребенка с искусством через художественную деятельность.

Работая с детьми-логопатами, я обратила внимание, что чем сильнее у ребенка дефект речи, тем реже и неохотнее дети рисуют. В рисунках частично используют цвета или идет нарушение цветовой передачи, искаженность формы или бесформенность, ошибочная передача величины предмета, несоблюдения симметрии и пропорции, неумение компоновать изображение на листе.

Изучаю особенности рисования:

- содержание рисунков;

- особенности изображения;

- проявление творчества в рисунке;

- проявление самостоятельности;

- отношение к процессу и результату рисования.

Вместе с учителем-логопедом провожу обследование мелкой моторики и осязания.

Основываясь на полученных результатах, перехожу к следующим задачам обучающего этапа – поиску оптимальных путей, средств и формы работы для улучшения изобразительной деятельности детей. При этом особенно важно  в каждом возрасте идти от интересов возможностей каждого ребенка, к реализации его себя как личности.

Карандаш, уголь, пастель – превосходные средства для выражения своего видения красоты окружающего     мира.

Образовательную деятельность организую как игру, где ребенок и взрослый становятся то актерами, то зрителями. Для того чтобы игра приобрела эффект изотерапии, использую движения, музыку, звуки, прикосновения. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком. Игры, используемые в средней группе, - «Мимика в рисунках», «Озорной котенок», «Волшебные зверюшки», «Всякая всячина».

У старших дошкольников возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремиться создать свой образ, выражая свое отношение  к тому, что он изображает.

Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта  особенность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь  своего сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Поэтому и тематика рисунков «сказочная», фантастическая: «Царство красок», «Стеклянная история», «Акварельная радуга», «Волшебный транспорт», «Сказочная птица», «Театр теней» и т.д.

У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все!

Очень часто у детей – логопатов наряду с нарушением речевого развития идет задержка и моторного развития, координации движений кисти, рук, пальцев. Главная причина трудностей заключается в неумении производить точные согласованные движения, контролировать их силу и скорость, соблюдать нужный нажим при рисовании, и письме карандашом. Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук ребенка, сравнивать отрицательно сказывается на умении рисовать, писать буквы и цифры.


Чтобы сформировать наиболее точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в тетрадях или альбомах, использую разные виды коррекции изобразительных навыков.

1. Коррекция точности направления руки. Формировать умение проводить длинные и короткие, вертикальные и наклонные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.

2.  Коррекция размаха движений руки при рисовании.

Задание: нарисуй, как кораблик плывет по волнам.

3. Коррекция глазомерной оценки величины предметов и умения передавать разную величину в рисунке.

4. Коррекция формообразующих движений.

Задание «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры, вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно уменьшающиеся фигуры.

5. Коррекция изображений мелких предметов. Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.

Задание: обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руки (используем раскраски с заданиями).

Очень часто дети с трудом могут раскрасить рисунок, это связанно с чрезмерным напряжением кисти, поэтому предлагаю им чаще раскрашивать, обучаю различным приемам раскрашивания.


Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Подготовка к обучению     письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений, заданий

Развитие графических навыков зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук и т.п., но и от уровня сформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Кроме того помогает в развитии графических навыков способность к наблюдению, интерес ребенка к работе.


В подготовительной к школе группе особенно эффективно рисование под диктовку. Оно вызывает у детей интерес, радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволяет быстрее и легче усваивать предлагаемый материал, преодолевать речевое нарушение. Вот некоторые примеры. Детям даются задания нарисовать:

- большой треугольник, на нем треугольник поменьше, сверху еще меньше;

- квадрат, сверху треугольник, в квадрате квадрат поменьше, на крыше труба;

- ветку, на ней слева сверху веточку поменьше, справе снизу еще одну веточку. На верхушке ветки один листик, на левой ветке два листика  с правой ветки осыпалось три листика.

Для развития воображения ассоциативного мышления, детской фантазии, расширения словарного запаса следует научить рисовать не только предметы , но и ощущения, чувства, состояния.

Легче рисовать слова-существительные, слова-глаголы:

- день (солнце, светло);

- ракета;

- свет (солнце, фонарь, окно)

Труднее рисовать слова-состояния, слова-определения:

- жаркое (солнце);

- весело (улыбка);

- добрая (мама, бабушка);

- верный (пес).

Еще интереснее для детей задание – нарисовать слово с противоположным значением:

- большой – маленький;

- добрый – злой;

- чистый – грязный;

- утро – вечер.

Можно отразить на рисунке подбор прилагательных к существительным:

дом – ветхий, гостеприимный;

Шарик - веселый, добрый, злой, сильный.

Наблюдая за детьми я заметила, что они очень любят рисовать шариковой ручкой. Однажды я предложила своим ребятам совершить удивительное путешествие в страну «Графо». Здесь все любят рисовать, чертить, писать. В этой стране свой язык. Штрих, линия, пятно, геометрический рисунок – это и есть основной язык этой страны.

Как и в каждой стране, в этой действуют свои законы – это законы красоты. Основными законами красоты являются законы композиции, которые включают в себя ритм, равновесие, симметрию, контраст, новизну, сюжетно-композиционный центр.

Путешествуя по стране «Графо», дети учатся рисовать штрихи, выполнять рисунок по законам композиции. Большое внимание я уделяла созданию художественного образа. Как добиться того, чтобы персонаж был как живой? Объясняла детям, что каждому герою необходимо найти интересное занятие, вот тогда они оживут, и с ними будет интересно.

Изображая таким образом все новых и новых героев, дети будут выполнять важнейший закон художественного творчества – закон новизны. В искусстве это оценивается очень высоко. Необходимо всегда стремиться к выразительности изображения, а для этого необходимо знать закон контраста. Без контраста нет искусства.

Контраст, словно игра «Все наоборот», когда изображено:

- белое - на черном, черное - на белом;

- высокое рядом с низким, тонкое рядом с толстым;

- большое - с маленьким, длинное - с коротким;

- мягкое - с твердым, плавне -  с резким.

Эта резко выраженная противоположность на листе бумаги делает работу привлекательной, броской, запоминающейся.

Дети с удовольствием и интересом занимаются подобным рисованием. Сначала рисунки получаются неопрятными, не очень красивыми, но когда рука ребенка немного окрепнет, рисунки будут красивыми. Это очень радует детей.

Дети часто хотят удивить своих близких чем то таким, что от них никто не ждет. Как часто приходится слышать: «Я свой рисунок подарю маме», «Это для мамы!». У некоторых ребят не получается задуманное, они расстраиваются: одни – бросают начатое, другие – все же пытаются добиться результата. Тут приходят на помощь альбомы с поэтапным рисованием, альбомы с образцами «Волшебный круг», «Удивительные ладошки». Разглядывая альбомы, ребенок сам выбирает, что он хочет рисовать и, руководствуясь рисунками, выполняет задуманное. Я считаю, что самым ценным на этом этапе – это вопрос-просьба: «Как нарисовать? Покажите!». Именно интерес к деятельности, исследованию необходимо поддерживать.


Насколько увлекательно и интересно нетрадиционное рисование! Дети с удовольствием, макают пальцы в разные краски, и нет никакой разницы правая это рука или левая. Особенно это важно для леворуких детей, именно у этих детей   проявился интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они с удовольствием рисуют и карандашами и кисточкой. Боязнь «не умею», «не могу» -  побеждена.

В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе и мне и детям. Например: акварельная монотипия, «Волшебные нити», рисование по мокрому листу, «печать растений», «гроттаж», кляксография, рисование свечой и т.д.

Рисование помогает снимать напряжение у детей. «Графическое отреагирование» особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря. Рисунок – это средство связи между воспитателем и ребенком.

Если в рисунках преобладают яркие, светлые тона, значит внутренне состояние ребенка спокойное, уравновешенное. Если в рисунках преобладают темно-синий, черный, коричневый, зеленые цвета это говорит о том, что    ребенок чувствует свою незащищенность, недоверие к себе, чувствует неполноценность, враждебность, трудность в общении. К такому ребенку следует внимательно присмотреться, постараться устранить причину его беспокойства.

Довольно часто рисунки могут помочь в регуляции поведения,

Перед импульсивными детьми ставятся задачи: продолжить рисовать начатое, не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенные детали рисунка и дорисовать ее до конца. С такими детьми полезно рисовать «витражи».

Детям инертным, вялым полезны задания на развитие фантазии, на смешивании красок.

Эффективно совместное рисование. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни детей, их поведении.

Желательно применять такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов и условных фигурок, игру в кляксы, тематическое и свободное рисование.

Игра в кляксы обычно помогает ослаблению возбуждения слишком эмоциональных детей. Эта игра вызывает у детей эмоции радости и интереса, что в свою очередь сосредотачивало внимание на физических действиях, вызывающих эти эмоции, т.е. на действиях необходимых для изготовления «картин» из клякс. Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулируют воображение и увлечение игрой в кляксы.

Если для активного ребенка, хотя бы для беготни, надо много места, если его рассеянное внимание распылено вширь и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы видно, как сужается зона его активности, как уменьшается амплитуда его движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более точными. Круг внимания ребенка тоже сужается и сосредотачивается в малой зоне.

Свободное и тематическое рисование  хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияние на ребенка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведет к улучшению его общения со сверстниками. Тематическое рисование обычно направлено на выявление и «графическое отреагирование» различных страхов у детей.

Необходимо с помощью красок научить ребенка чувствовать и передавать в рисунке свое настроение, состояние. Можно проводить такие изобразительные игры, как «Нарисуй грусть, радость», «Тихий шелест листьев», «Нарисуй журчание воды» - такие игры обогащают внутренний мир ребенка, раскрепощают его, учат вслушиваться в окружающий мир,

В своей работе пытаюсь не только определить эмоциональное состояние каждого ребенка, его активность, и коммуникативные способности, но и организовать с учетом полученных данных коррекционную работу.


Правила, которые помогают

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном  поиске ответа на возникающие вопросы следует помнить о двух ситуациях:

1. Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию.

2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы он ни в чем не проявлял инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность в поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанной в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться на другие ситуации, в том числе достаточно простые.

Много лет работая с детьми, придерживаюсь нескольких правил, которые мне помогают:

- Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использования директивных приемов.

- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения.

- Воспитывать веру в ребенка в свои силы, предвосхищающую успех оценку, например: «Я знаю, что ты догадаешься! А если подумаешь, то сможешь обойтись и без моей подсказки!» и т.п.

- Воспитывать настойчивость в выполнении заданий, доведения задуманного до конца.

- Подводить итог деятельности ребенка.

Все это повышает самооценку ребенка «Я могу!», «Я знаю!», развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.

Мой педагогический принцип - помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Дети приходят ко мне маленькими, доверчивыми с широко распахнутыми глазами. Я вижу в их глазах живой интерес, желание учиться, понять, что то новое неизведанное. Главное, чтобы этот интерес не угас.