Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
Индекс материала
Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи
страница 2
страница 3
страница 4
страница 6
страница 7
Все страницы

коррекционная работа с детьми

Из опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад №38 г. Апшеронска

Вощетинской О.П.

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей. У детей с нарушением речи плохо развиты быстрота и координация движений, мелкая моторика.

Взаимосвязь общей, мелкой, и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитее тонких движений  пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций, состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук.

Многим детям с ОНР и стертой формой дизартрии первоначально необходима механическая помощь для формирования координации и силы тонких движений, навыка выполнений действий с мелкими предметами, рисование, лепка, аппликация. Формирование речевых областей под влиянием кинестетических импульсов от рук, пальцев.

Формирование речи и продуктивная деятельность (изобразительная и конструктивная) осуществляются в разных видах образовательной деятельности. Это сдерживает развитие творческих способностей детей с ОНР. Поскольку у них практически отсутствуют словесные формы общения, начатки фразовой речи, они испытывают дополнительные трудности при переходе от манипуляции с материалами к продуктивной деятельности.