Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи - страница 6

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
Индекс материала
Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи
страница 2
страница 3
страница 4
страница 6
страница 7
Все страницы

Насколько увлекательно и интересно нетрадиционное рисование! Дети с удовольствием, макают пальцы в разные краски, и нет никакой разницы правая это рука или левая. Особенно это важно для леворуких детей, именно у этих детей   проявился интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они с удовольствием рисуют и карандашами и кисточкой. Боязнь «не умею», «не могу» -  побеждена.

В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе и мне и детям. Например: акварельная монотипия, «Волшебные нити», рисование по мокрому листу, «печать растений», «гроттаж», кляксография, рисование свечой и т.д.

Рисование помогает снимать напряжение у детей. «Графическое отреагирование» особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря. Рисунок – это средство связи между воспитателем и ребенком.

Если в рисунках преобладают яркие, светлые тона, значит внутренне состояние ребенка спокойное, уравновешенное. Если в рисунках преобладают темно-синий, черный, коричневый, зеленые цвета это говорит о том, что    ребенок чувствует свою незащищенность, недоверие к себе, чувствует неполноценность, враждебность, трудность в общении. К такому ребенку следует внимательно присмотреться, постараться устранить причину его беспокойства.

Довольно часто рисунки могут помочь в регуляции поведения,

Перед импульсивными детьми ставятся задачи: продолжить рисовать начатое, не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенные детали рисунка и дорисовать ее до конца. С такими детьми полезно рисовать «витражи».

Детям инертным, вялым полезны задания на развитие фантазии, на смешивании красок.

Эффективно совместное рисование. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни детей, их поведении.

Желательно применять такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов и условных фигурок, игру в кляксы, тематическое и свободное рисование.

Игра в кляксы обычно помогает ослаблению возбуждения слишком эмоциональных детей. Эта игра вызывает у детей эмоции радости и интереса, что в свою очередь сосредотачивало внимание на физических действиях, вызывающих эти эмоции, т.е. на действиях необходимых для изготовления «картин» из клякс. Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулируют воображение и увлечение игрой в кляксы.

Если для активного ребенка, хотя бы для беготни, надо много места, если его рассеянное внимание распылено вширь и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы видно, как сужается зона его активности, как уменьшается амплитуда его движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более точными. Круг внимания ребенка тоже сужается и сосредотачивается в малой зоне.

Свободное и тематическое рисование  хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияние на ребенка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведет к улучшению его общения со сверстниками. Тематическое рисование обычно направлено на выявление и «графическое отреагирование» различных страхов у детей.

Необходимо с помощью красок научить ребенка чувствовать и передавать в рисунке свое настроение, состояние. Можно проводить такие изобразительные игры, как «Нарисуй грусть, радость», «Тихий шелест листьев», «Нарисуй журчание воды» - такие игры обогащают внутренний мир ребенка, раскрепощают его, учат вслушиваться в окружающий мир,

В своей работе пытаюсь не только определить эмоциональное состояние каждого ребенка, его активность, и коммуникативные способности, но и организовать с учетом полученных данных коррекционную работу.