Содержание и организация дней здоровья с детьми дошкольного возраста. - страница 2

(4 голоса, среднее 3.75 из 5)



Индекс материала
Содержание и организация дней здоровья с детьми дошкольного возраста.
Место дней здоровья в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
Основные методические принципы проведения дней здоровья в дошкольных учреждениях
Проведение подвижных игр в структуре организации дней здоровья
Методические принципы проведения подвижных игр
Воспитательные аспекты проведения дней здоровья
Воспитание мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников
Сценарий тематического дня здоровья в детском саду
Все страницы

Основные задачи проведения дней здоровья в дошкольных учреждениях

Направленность системы воспитания и основные закономерности ее функционирования отражены в целях, задачах и общих принципах, на основании которых осуществляется педагогическая деятельность по физическому воспитанию подрастающего поколения. Целью физического воспитания, начиная с раннего детства, является формирование физически совершенного человека, укреплению здоровья и повышению его работоспособности. Эта цель отражает общественные и личные интересы каждого человека.

Цель физического воспитания раскрывается и конкретизируется в общих задачах, которые решаются в зависимости от особенностей возрастного развития детей. Дошкольный период имеет большую пластичность и восприимчивость к средствам физической культуры. Именно поэтому проведение дней здоровья как одного из разновидности тематических физкультурных праздников имеет особое значение в детских дошкольных учреждениях и может обеспечить (в сочетании с другими видами физкультурных занятий) не только физическое здоровье, но и мотивацию к занятиям физической культурой на всю сознательную жизнь бывшего дошкольника.

Проведение дней здоровья может быть полезным только при должном уровне методического обеспечения, сознательной и целенаправленной деятельности педагога дошкольного детского учреждения. В структуре цели, встающей перед таким педагогом можно выделить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи проведения дней здоровья.

Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни, укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закалку и совершенствование функций организма детей, повышения физической и умственной работоспособности.

Основным результатом решения оздоровительных задач является улучшение физического состояния ребенка, его физического развития, повышения защитных свойств и устойчивости организма к различным заболеваниям, сопротивления влиянию негативных условий внешней среды.

Образовательные задачи направлены на формирование определенных систем двигательных умений и навыков, игровых действий, приобретения доступных представлений и знаний о пользе занятий физической культурой, играми, об основных гигиенических требованиях и правилах (включая валеологию).

На протяжении дошкольного возраста у ребенка необходимо выработать так называемую «школу движений», к которой относится формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков ходьбы, бега, прыжков, метания предметов, лазанья, ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде и др.

Следует научить детей регулировать свои движения в пространстве, времени и в занятиях физическим трудом. Таким образом, у них «закладываются основы технически правильного выполнения двигательных действий, усваивается культура движений».

Благодаря высокой пластичности нервной системы у детей очень быстро устанавливаются нервные связи формируются условные двигательные рефлексы. Однако ребенок должен не только уметь пользоваться своими движениями в обычных условиях, но и в условиях, которые постоянно меняются в повседневной жизни (в играх, во время прогулок, когда нужно перепрыгнуть через ров, подлезть под ветку и т.п.). Итак, сформированные навыки тех или иных движений должны быть не только прочными, но и достаточно гибкими (пластическими).

Применение автоматизированных навыков позволяет ребенку экономить свою энергию и направлять внимание на осмысление вопросов, возникающих при игровой деятельности.

У дошкольников формируются умения и навыки выполнять упражнения на построении и перестроении, общеразвивающие, спортивного характера, основные движения, при проведении дней здоровья со старшими дошкольниками педагог может использовать также элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, городки, бадминтон и настольный теннис). Их усвоение способствует распространению двигательного опыта, что позволяет более уверенно действовать в различных условиях окружающей жизни.

Детям дошкольного возраста дают элементарные знания о пользе выполнения физических упражнений, способы выполнения движений (технику), правила подвижных игр, назначение физкультурного инвентаря и способы его хранения; доступные сведения о личной и общественной гигиене (правила ухода за телом, одеждой, обувью, физкультурным оборудованием т.д.), о спортивных событиях в стране и мире, которые интересуют старших дошкольников и др..

Воспитательные задачи направлены на формирование положительных нравственных и волевых черт характера ребенка средствами физической культуры.

Занятия по физической культуре, подвижные игры, упражнения спортивного характера способствуют воспитанию у детей дисциплинированности, коллективизма, решимости, смелости и других качеств, необходимых каждому человеку.

Содержание разнообразной двигательной деятельности детей включает немало ситуаций, которые позволяют использовать их для воспитания чувства ответственности, сдержанности, уважения к своим товарищам и др. Необходимо постоянно опираться в процессе воспитания на духовный мир (чувства) ребенка. Воспитание, направленное только к разуму, сознанию ребенка, может порождать в его отношении к окружающим людям бездуховность и рационализм. Чувства представляют собой эмоциональное отношение к действительности. По своей направленности они могут отражать интеллектуальное, эстетическое, нравственное отношение личности к окружающему ее миру.

Доброжелательное отношение, уважение к ребенку должны быть основой педагогической позиции воспитателя в формировании его нравственных и волевых качеств во время проведения дней здоровья и других тематических физкультурных праздников в дошкольном учреждении.

Воспитание интереса к двигательной деятельности и формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями следует начинать с дошкольных лет. Положительный их влияние на организм ребенка достигается лишь тогда, когда они выполняются регулярно.

Сами по себе дни здоровья способны обеспечить весь комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания, обязательным условием для достижения этой цели являются регулярные занятия физкультурой при положительном и активном отношении к ним детей. Последнее зависит от ряда причин, среди которых наиболее важными следует считать интерес к двигательной деятельности и ее мотивы. Интересное проведение занятий, участие в любимых подвижных играх, выполнение упражнений спортивного характера способствуют развитию интереса к физическим упражнениям. Особое значение при этом имеет также личность самого воспитателя, его организаторские способности, знание методики, умение четко показать упражнения, установить контакт с ребенком, учитывать психические и анатомо-физиологические особенности детей и т.д.

Дошкольники имеют биологическую потребность в движениях, они получают удовольствие от самого процесса выполнения физических упражнений. Положительные эмоции, интерес и удовольствие, которые вызывают у детей занятия физическими упражнениями, постепенно переходят в привычку систематически заниматься физкультурой, участвовать в подвижных играх. Впоследствии эта привычка становится устойчивой потребностью, которая продолжает укрепляться в школьные годы.

Процесс физического воспитания дошкольников характеризуется комплексностью воздействия на личность ребенка. Например, если воспитатель проводит занятия по физической культуре на должном методическом уровне, он одновременно реализует комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Выполнение общеразвивающих упражнений, основных движений (с оптимальной дозировкой), участие в подвижной игре положительно влияют на улучшение физического развития ребенка, способствуют совершенствованию функциональных возможностей его организма, формированию правильной осанки, развития физических качеств. Одновременно формируются умения и навыки в различных физических упражнениях, которые выполняются детьми. Четкая организация занятия и двигательная деятельность детей способствуют воспитанию у них положительных нравственных и волевых черт характера.