Эмоциональный контакт в семье и психическое развитие детей.

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Индекс материала
Эмоциональный контакт в семье и психическое развитие детей.
Эмоциональный контакт в семье
Все страницы

эмоциональный контакт в семье, психическое развитие детей

Семья, как известно, является звеном целостного общественного организма, в которой отражаются изменения в социальной жизни. При этом она - непосредственное окружение ребенка, первичная общественная группа, в которой проводится его социализация, формируется отношение к окружающей действительности, другим людям, к самому себе. В ней удовлетворяются почти все потребности ребенка, воспроизводятся формы поведения, закладываются основы личности.

Морально-этические ценности семьи, ее образ жизни опосредствуют все воспитательные мероприятия, идущие от школы и других детских учреждений и организаций. Поэтому на современном этапе развития общества оптимизации воспитательных функций семьи уделяется особое внимание.

Особую роль в формировании личности ребенка в семье играют условия и факторы развития его нравственной сферы. Этому способствует морально-психологическое единство всех членов семьи, их взаимопонимание, теплота отношений, любовь (супружеская, родительская, сыновняя, дочерняя), эмоциональная удовлетворенность, доверие, чуткость и взаимная забота.

Эти и другие положительные морально-психологические качества составляют специфику семьи, обусловливающих ее воспитательный потенциал. Благодаря им создается благоприятная психологическая основа для удовлетворения важной с точки зрения морального здоровья потребности эмоционального контакта с окружающими. На этой основе формируются и развиваются важные черты личности ребенка: коллективизм, доброжелательность, способность к сочувствию другим людям, умение понимать, совместно работать, быть полезной для них.

Особое внимание приобретает моральный центр человека. При его изучении в основном обращается внимание на интеллектуальную сторону: степень усвоения определенных представлений, понятий, норм. На наш взгляд, к понятию «нравственное отношение человека к окружающему миру и обществу» входят не только знания нравственных образцов, норм, правил. В реальном поведении людей (не только детей, но и взрослых) мы нередко убеждаемся: мало знать правила поведения, это еще не гарантирует правильности поступков. Ребенок усвоил, что говорить неправду плохо, однако достаточно легко и часто обманывает взрослых. По нашему убеждению, это происходит потому, что моральные знания не подкреплены соответствующими переживаниями.

В основе любого морального качества лежит интеллектуально-эмоциональная связь, единство и переживание. Если моральное знание в определенной ситуации сочетается с соответствующими формами переживания, то на этой основе возникает нравственное чувство, функцией которого является непосредственное побуждение к действию.

Среди моральных качеств личности ребенка, которые обеспечивают нормальное общение со старшими и сверстниками, отличается способность эмоционально отзываться на переживания других людей не только сочувствием, но и сопереживанием и, наконец, реальным содействием.

Для формирования у школьников таких качеств, семья - самая благоприятная среда, потому что, во-первых, общаясь с родными людьми, для ребенка создается множество ситуаций, в которых он приобретает опыт эмоционального взаимодействия, во-вторых, в семье между родителями и детьми существует определенная эмоциональная взаимосвязь, обусловленная именно родственным происхождением и общением с первых дней жизни ребенка.

В каждой семье складывается свой, неповторимый стиль взаимоотношений, определенный тип эмоциональных связей между родителями и детьми. Но при всем разнообразии семейных отношений они могут быть как конструктивными, так и деструктивными в воспитательном процессе.

Характер общения и взаимодействия в семье, распределение ролей и функций между членами семьи, особенности их эмоциональных взаимоотношений определяют типы семей. В школьной практике общепринято распределять их на благополучные и неблагополучные.

Нас интересует анализ взаимоотношений, существующих в так называемых благополучных семьях, хотя иногда в это понятие неправомерно вкладывается совершенно иной смысл: социальное положение родителей, а не уровень родительского отношения к ребенку, который отражает позитивность родственных отношений.

Вот ситуация: мать ученика - химик, отец - работник полиции, также имеет высшее образование, а мальчик ходит в школу немытыми, в грязной одежде, неглаженной рубашке. Он не успевает в учебе и за это высокообразованный отец накладывает на него строгие взыскания: за каждую неудовлетворительную оценку - наказание. Нужно ли доказывать, что такой «метод воспитания»' привел к негативному последствию - плохой успеваемости и довольно частым проявлениям агрессии, а в отношениях с ровесниками - применение родительского способа воздействия.

Такой тип отношений между родителями и детьми квалифицируется в психолого-педагогической литературе как «отрицательное воспитание» ребенка. К воспитанию по такому  типу относятся прежде всего так называемые авторитетное и жесткое, которые игнорируют индивидуальные особенности ребенка, а также «гиперопека» - пренебрежение потребностями, интересами и запросами ребенка, его психологическим состоянием и переживаниями.

Психологические исследования доказывают: между родителями, другими членами семьи и детьми существует двусторонняя эмоциональная связь. Дети вообще быстро и легко откликаются на эмоции, аналогичные их, причем на чувства близких им людей отвечают адекватными эмоциями.