Содержание и организация дней здоровья с детьми дошкольного возраста.

(4 голоса, среднее 3.75 из 5)



Индекс материала
Содержание и организация дней здоровья с детьми дошкольного возраста.
Место дней здоровья в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
Основные методические принципы проведения дней здоровья в дошкольных учреждениях
Проведение подвижных игр в структуре организации дней здоровья
Методические принципы проведения подвижных игр
Воспитательные аспекты проведения дней здоровья
Воспитание мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников
Сценарий тематического дня здоровья в детском саду
Все страницы

организация дней здоровья с  детьми, день здоровья в детском саду

Руссо И.Н.

Воспитатель МБДОУ детский сад № 38

В первые шесть лет жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В этот период закладываются основы здоровья, полноценного физического развития и воспитываются основные черты личности человека. Поэтому создание действующей системы физического воспитания детей 3-6 лет всегда является основной обязанностью педагогического воздействия дошкольного учреждения.

Физическое воспитание должно осуществляться в тесной взаимосвязи с нравственным умственным, эстетическим и трудовым. Именно при таком подходе оно будет способствовать формированию всесторонне развитой личности.

Важное место в структуре физического воспитания занимают тематические физкультурные праздники, в частности дни здоровья. Во время выполнения упражнений, проведения подвижных игр дети не только развиваются физически, но и получают представление о нравственности, понятиях честности, доброжелательности, ответственности, этики поведения и т.д.  Эмоциональная насыщенность подавляющего большинства упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребенка.

Физические упражнения и игры в рамках проведения дней здоровья осуществляются в коллективных формах. А значит, во время занятий по физической культуре у детей развивается чувство коллективизма, дисциплинированности, организованности, то есть, формируются  качества, необходимые в будущем, в учебе или трудовой деятельности человека.


Основные задачи проведения дней здоровья в дошкольных учреждениях

Направленность системы воспитания и основные закономерности ее функционирования отражены в целях, задачах и общих принципах, на основании которых осуществляется педагогическая деятельность по физическому воспитанию подрастающего поколения. Целью физического воспитания, начиная с раннего детства, является формирование физически совершенного человека, укреплению здоровья и повышению его работоспособности. Эта цель отражает общественные и личные интересы каждого человека.

Цель физического воспитания раскрывается и конкретизируется в общих задачах, которые решаются в зависимости от особенностей возрастного развития детей. Дошкольный период имеет большую пластичность и восприимчивость к средствам физической культуры. Именно поэтому проведение дней здоровья как одного из разновидности тематических физкультурных праздников имеет особое значение в детских дошкольных учреждениях и может обеспечить (в сочетании с другими видами физкультурных занятий) не только физическое здоровье, но и мотивацию к занятиям физической культурой на всю сознательную жизнь бывшего дошкольника.

Проведение дней здоровья может быть полезным только при должном уровне методического обеспечения, сознательной и целенаправленной деятельности педагога дошкольного детского учреждения. В структуре цели, встающей перед таким педагогом можно выделить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи проведения дней здоровья.

Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни, укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закалку и совершенствование функций организма детей, повышения физической и умственной работоспособности.

Основным результатом решения оздоровительных задач является улучшение физического состояния ребенка, его физического развития, повышения защитных свойств и устойчивости организма к различным заболеваниям, сопротивления влиянию негативных условий внешней среды.

Образовательные задачи направлены на формирование определенных систем двигательных умений и навыков, игровых действий, приобретения доступных представлений и знаний о пользе занятий физической культурой, играми, об основных гигиенических требованиях и правилах (включая валеологию).

На протяжении дошкольного возраста у ребенка необходимо выработать так называемую «школу движений», к которой относится формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков ходьбы, бега, прыжков, метания предметов, лазанья, ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде и др.

Следует научить детей регулировать свои движения в пространстве, времени и в занятиях физическим трудом. Таким образом, у них «закладываются основы технически правильного выполнения двигательных действий, усваивается культура движений».

Благодаря высокой пластичности нервной системы у детей очень быстро устанавливаются нервные связи формируются условные двигательные рефлексы. Однако ребенок должен не только уметь пользоваться своими движениями в обычных условиях, но и в условиях, которые постоянно меняются в повседневной жизни (в играх, во время прогулок, когда нужно перепрыгнуть через ров, подлезть под ветку и т.п.). Итак, сформированные навыки тех или иных движений должны быть не только прочными, но и достаточно гибкими (пластическими).

Применение автоматизированных навыков позволяет ребенку экономить свою энергию и направлять внимание на осмысление вопросов, возникающих при игровой деятельности.

У дошкольников формируются умения и навыки выполнять упражнения на построении и перестроении, общеразвивающие, спортивного характера, основные движения, при проведении дней здоровья со старшими дошкольниками педагог может использовать также элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, городки, бадминтон и настольный теннис). Их усвоение способствует распространению двигательного опыта, что позволяет более уверенно действовать в различных условиях окружающей жизни.

Детям дошкольного возраста дают элементарные знания о пользе выполнения физических упражнений, способы выполнения движений (технику), правила подвижных игр, назначение физкультурного инвентаря и способы его хранения; доступные сведения о личной и общественной гигиене (правила ухода за телом, одеждой, обувью, физкультурным оборудованием т.д.), о спортивных событиях в стране и мире, которые интересуют старших дошкольников и др..

Воспитательные задачи направлены на формирование положительных нравственных и волевых черт характера ребенка средствами физической культуры.

Занятия по физической культуре, подвижные игры, упражнения спортивного характера способствуют воспитанию у детей дисциплинированности, коллективизма, решимости, смелости и других качеств, необходимых каждому человеку.

Содержание разнообразной двигательной деятельности детей включает немало ситуаций, которые позволяют использовать их для воспитания чувства ответственности, сдержанности, уважения к своим товарищам и др. Необходимо постоянно опираться в процессе воспитания на духовный мир (чувства) ребенка. Воспитание, направленное только к разуму, сознанию ребенка, может порождать в его отношении к окружающим людям бездуховность и рационализм. Чувства представляют собой эмоциональное отношение к действительности. По своей направленности они могут отражать интеллектуальное, эстетическое, нравственное отношение личности к окружающему ее миру.

Доброжелательное отношение, уважение к ребенку должны быть основой педагогической позиции воспитателя в формировании его нравственных и волевых качеств во время проведения дней здоровья и других тематических физкультурных праздников в дошкольном учреждении.

Воспитание интереса к двигательной деятельности и формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями следует начинать с дошкольных лет. Положительный их влияние на организм ребенка достигается лишь тогда, когда они выполняются регулярно.

Сами по себе дни здоровья способны обеспечить весь комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания, обязательным условием для достижения этой цели являются регулярные занятия физкультурой при положительном и активном отношении к ним детей. Последнее зависит от ряда причин, среди которых наиболее важными следует считать интерес к двигательной деятельности и ее мотивы. Интересное проведение занятий, участие в любимых подвижных играх, выполнение упражнений спортивного характера способствуют развитию интереса к физическим упражнениям. Особое значение при этом имеет также личность самого воспитателя, его организаторские способности, знание методики, умение четко показать упражнения, установить контакт с ребенком, учитывать психические и анатомо-физиологические особенности детей и т.д.

Дошкольники имеют биологическую потребность в движениях, они получают удовольствие от самого процесса выполнения физических упражнений. Положительные эмоции, интерес и удовольствие, которые вызывают у детей занятия физическими упражнениями, постепенно переходят в привычку систематически заниматься физкультурой, участвовать в подвижных играх. Впоследствии эта привычка становится устойчивой потребностью, которая продолжает укрепляться в школьные годы.

Процесс физического воспитания дошкольников характеризуется комплексностью воздействия на личность ребенка. Например, если воспитатель проводит занятия по физической культуре на должном методическом уровне, он одновременно реализует комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Выполнение общеразвивающих упражнений, основных движений (с оптимальной дозировкой), участие в подвижной игре положительно влияют на улучшение физического развития ребенка, способствуют совершенствованию функциональных возможностей его организма, формированию правильной осанки, развития физических качеств. Одновременно формируются умения и навыки в различных физических упражнениях, которые выполняются детьми. Четкая организация занятия и двигательная деятельность детей способствуют воспитанию у них положительных нравственных и волевых черт характера.


Для дошкольников день здоровья - это всегда радостное событие. Его ждут, к нему готовятся, он надолго запоминается День здоровья, продолжительность которого не превышает 40-50 мин., Проводится примерно раз в квартал. Чаще спортивный смысл праздника стыкуется с сезонными явлениями. Поэтому они могут быть зимними, осенними, весенними, летними. Проводятся дни здоровья в зале, в парке, на лугу. В зависимости от места проведения и месяца, в котором проводится праздник, составляется его сценарий. Дни здоровья, как и другие торжества, должны сопровождаться радостной обстановкой, яркими сюрпризами, музыкой, смехом и весельем.

Подготовка проведения дней здоровья имеет много общего с подготовкой физкультурного досуга, но в ней есть и ряд специфических моментов. Начинается она с составления сценария, в содержание которого входят различные соревнования. Но не следует увлекаться только соревновательными упражнениями, чтобы не превратить праздник в сплошное соревнование. Ведь главное предназначение праздника – «веселить детей, доставлять им удовольствие; поэтому нельзя допускать, чтобы эти чувства растворились в горечи поражения для побежденных». Кроме игр и упражнений, в сценарий могут быть включены концертные номера (песня, один-два стиха, загадки на физкультурную тематику и т.д.). Очень оживляет праздник выступление детей с физкультурными упражнениями и танцами со скакалками, лентами, мячами и другими предметами. Эти номера подготавливаются обычно заранее на физкультурных и музыкальных занятиях, но можно использовать и выступления-экспромты, например, предложить детям попрыгать под музыку со скакалками.

Нельзя забывать и о сюрпризах. Они являются кульминационным моментом праздника и отражают его специфику. Сюрприз готовится в строжайшей тайне. Образцы детской художественной литературы, журналы по дошкольному воспитанию дают воспитателям разнообразный материал по подготовке сюрпризов. Большое значение имеет оформление зала или площадки ко дню здоровья, что должно подчеркивать направленность этого праздника. Оно должно быть ярким, но не обильным. Одного-двух тематических плакатов, изготовленных воспитателем вместе с детьми и двух десятков разноцветных флажков вполне достаточно.

При изготовлении красивых плакатов воспитатель может прибегнуть к следующему способу: увеличить до желаемых размеров нужный рисунок, обвести основные контуры деталей и предложить детям их раскрасить. Плакаты для праздника, проведенного на площадке, нужно делать чуть большего размера, чем для праздника в помещении (примерно 80*100 или 100*120 см).

Своеобразным оформлением служит спортивная одежда и обувь детей. К празднику можно подготовить игрушки, рисунки, поделки из природного материала, значки, медали и другие подарки, которые дарят победителям соревнований или всем участникам.

Начинать день здоровья можно по-разному. Если проведение его стало традицией в детском саду, то началом может служить звучание сигнала, который дети вместе с воспитателем выбрали символом физкультурного праздника. Например, на самом видном месте площадки вывешивается какая-нибудь эмблема, а сигналом служит мелодия традиционной спортивной песни. Праздник можно начать с традиционной спортивной песни или с поздравления, инсценировки знакомой детям сказки, например «Заячья избушка».

Сидит зайчик на дороге, плачет. Лиса выгнала из избушки. Дети обещают прогнать лису. Заяц ведет их к избушке вглубь леса. На заячьей тропе, конечно, встречаются различные препятствия. Дети прогоняют лису. При этом они проделывают различные упражнения: ползают, бегают, прыгают и т.д. Очевидно, начало праздника должен быть интригующим, захватывающим.

Первая задача обычно бывает фронтальной (чаще всего это игра). Особое значение имеют сюрпризные моменты. В одном сценарии можно предложить несколько маленьких и один большой - главный сюрприз. Маленькие сюрпризы опережают очередной номер программы. Большой сюрприз выражает главную идею праздника или является самым веселым его моментом, особенно, если связан с раздачей подарков или угощением детей. В сюрпризе участвуют, как правило, взрослые, потому что надо не просто выступить, а сыграть. И никакой сценарий не может предусмотреть всех оттенков каждой роли, спланировать до мелочей реакцию зрителей и участников.

Успех праздника во многом зависит от ведущего, который является «связующим звеном между детской аудиторией и выступающими». Он задает тон празднику: первым начинает аплодировать, смеется, изображает удивление, спорит в нужных ситуациях, поощряет детей, организует участников праздника и гостей, то есть ведущий держит в своих руках все ниточки праздника.

Заканчивается праздник построением команд. Жюри объявляет победителя, и участникам праздника вручает памятные сувениры, чтобы дети запомнили праздник.


Место и роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников

Подвижные игры являются одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья, воспитанию положительных моральных и волевых качеств.

Правильно подобранные подвижные игры активно влияют на развитие организма дошкольников при условии умелого руководства ими, положительно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Подвижные игры удовлетворяют потребность организма ребенка в движении, способствуют обогащению его двигательного навыка, закрепляют умения и навыки основных движений ходьбы, бега, прыжков, равновесия и т.д.. Быстрая смена обстоятельств во время игры приучает ребенка пользоваться своими движениями в соответствии с той или иной ситуацией.

Ценность этих игр состоит также в том, что они влияют на развитие у детей таких важных физических качеств, как быстрота, ловкость, выносливость и т.д..

Так, для развития быстроты проводят игры, которые требуют немедленных двигательных действия в обстоятельствах, быстро меняющихся осложненных дополнительными заданиями, а также игры с преодолением расстояния за короткое время.

Для развития у детей ловкости используют игры, где дети выполняют сложные по координации движения: попасть в цель, показать средствами пантомимы фигуру и др.

Развивать силу отдельных мышц рук, ног и туловища можно в играх, требующих кратковременного силового напряжения «Кто дальше бросит?», «Кто лучше прыгнет?».

Выносливость развивается в играх с интенсивной двигательной деятельностью, но оптимальной во времени для каждой возрастной группы.

Опыт лучших воспитателей, а также специальные исследования показывают, что подвижные игры имеют значительное влияние на воспитание положительных нравственных и волевых качеств у детей. Свои действия участники игры подчиняют ее правилам, регулирующим поведение, способствуют воспитанию сознательной дисциплины, приучают отвечать за конкретные поступки, развивают чувство товарищества. В коллективных играх у ребенка формируются понятие о нормах общественного поведения, производятся организационные навыки, воспитывается стремление к победе, сильная воля, стойкость, выдержка. Общий интерес, вызванный игрой, объединяет детей в дружный коллектив.

Подвижные игры эффективно влияют на умственное развитие ребенка, помогают уточнить представления об окружающем мире, различные явления природы, расширяют кругозор. Выполняя различные роли, имитируя действия птиц, животных, насекомых, дети на практике применяют полученные знания о жизни, поведении, способах передвижения этих животных.

При игровой деятельности у дошкольников создаются положительные условия для развития внимания, восприятия, уточнения определенных понятий, творческой фантазии, памяти. В процессе игры дети обсуждают, что и как лучше сделать, разговаривают между собой, подсчитывают количество попаданий в цель, в игроков. Все это способствует развитию речи, скорости мышления, творчества и смекалки.

Игры широко используются как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий мир через игровой образ, определенную роль. К содержанию многих игр входят знакомые им стихи или песни. Все это позволяет углублять эстетические переживания дошкольников. Четкое и быстрое выполнение движений, согласованность действий во время игры, особенно когда они проводятся под музыку, формируют эстетические чувства дошкольников, приучают замечать красоту движений. Разнообразные построения и перестроения - в круг, шеренгу, колонну - требуют точности движений, соблюдение правильной осанки, внимания и развивают у детей чувство прекрасного.

Участие в игре тесно связано с эмоциональными, в том числе эстетическими чувствами детей, кроме того, в ходе ее воспитателем контролируется их сознательное поведение. Поэтому необходимо так направить игровую деятельность, чтобы она, касаясь эстетических чувств, позволяла старшим дошкольникам правильно оценивать ее.


С детьми дошкольного возраста проводят три вида подвижных игр: сюжетные игры, игровые упражнения (несюжетные игры) и игры с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей).

В основу сюжетных подвижных игр положен жизненный опыт ребенка, представления об окружающем мире (действия людей, животных, птиц). Например, по рассказам взрослых, телепередач, наблюдений за окружающей жизнью дети узнают о поведении животных и птиц (как ходит косолапый мишка, клюют зернышки птицы и др.), а затем во время игры воспроизводят движения, характерные для того или иного образа.

Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с ее сюжетом. Например, зайцы прыгают в лесу, а охотники охотятся на них; пчелки летают, садятся на цветы, собирают мед. Большинство сюжетных игр коллективные, и дети приучаются в них согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как требуют правила.

Для игровых упражнений (несюжетных игр) характерна конкретность двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных играх основное внимание игроков направленно на создание образов, достижение определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безупречно выполнять основные движения (попасть мячом в цель; пролезть в обруч , не касаясь его и др..). Такие упражнения применяют в основном для совершенствования у детей конкретных движений. Дозировку упражнений в этих играх, в отличие от сюжетных, определяют конкретно, что также является одной из положительных сторон.

Поскольку игровые упражнения и сюжетные игры применяют во всех возрастных группах, организация и методика их проведения имеет много общего.

Опыт показывает, что оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников создаются при условии сочетания конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений, направленных в основном на четкое выполнение определенных двигательных действий и сюжетных игр, в процессе которых движения, усвоенные детьми раньше, совершенствуются в различных условиях.

Проведение игр с элементами спорта требует четкого объяснения правил, которые обусловливают процесс борьбы между отдельными детьми или командами. Обязательным является овладение каждым ребенком двигательными навыками (техникой движений), которые определяют результат соревнований.

Площадка для проведения подвижных игр ограничивают хорошо заметными линиями. Поскольку детям, захваченным игрой, трудно следить за условными или нечеткими линиями, временную разметку в середине площадки делают для каждой игры отдельно. Используют палочки, флажки, булавы. Зимой линии размечают темным порошком (мелким углем, золой) или синькой. Чтобы предотвратить травмы, особенно в играх с бегом и ловле, линии проводят на расстоянии 1,5-2 м от стен, заборов и других предметов.

Для проведения многих игр требуется разнообразный инвентарь: мячи, флажки, обручи, скакалки, булавы. Желательно, чтобы он был ярким (цветным), хорошо заметным в игре. Принадлежности и инвентарь готовят заранее, чтобы на его размещение и раздачу не затрачивать много времени.

Мелкий инвентарь целесообразно раздать после объяснения правил игры, иначе дети будут невнимательными. В старших группах для раздачи и размещения инвентаря воспитатель привлекает детей, наблюдая, чтобы они делали это организованно и быстро.

До проведения игры надо хорошо подготовиться: изучить ее содержание, правила, стихи и песни, что ее сопровождают. Перед тем, как начать игру, желательно заинтересовать детей, чтобы они лучше выполняли движения, которые составляют ее содержание.

Во время объяснения содержания игры дошкольников размещают так, чтобы каждый хорошо видел и слышал воспитателя. Лучше всего расставить их в те положения, из которых они начинают игру. В играх с построением в круг воспитатель становится вместе с детьми в круг. Если игра начинается с движения врассыпную, детей удобнее строить в шеренгу или собрать их возле себя в полукруг, чтобы всем было хорошо слушать рассказ и видно то, что им показывают.

Во время объяснения игры не рекомендуется ставить детей лицом к солнцу или другому источнику света, поскольку это отрицательно влияет на зрение и распыляет внимание.

Объяснять смысл игры надо отчетливо, доходчивое, коротко, чтобы не утомлять детей. Рассказ должен вызвать яркое представление о действующих лицах, изображаться. Эмоционально-образное сообщение сюжета помогает дошкольникам лучше представить игровую ситуацию и отчетливее выполнять движения, характерные для определенного образа. В ходе игры правила разъясняются и уточняются.

Для лучшего усвоения игры рекомендуется, особенно в младших группах, сложные моменты объяснять жестом и показом некоторых движений.

Перед этим желательно напомнить детям, как надо бегать, прыгать, бросать мяч т.д. Иногда основное движение можно выполнить несколько раз до начала игры. Например, в игре «Попади в кольцо» дети сначала выполняют несколько раз броски мяча в кольцо, а затем начинают игру, во время которой происходит соревнование между командами.

Правила игры подробно объясняют лишь в том случае, если она проводится впервые. Повторяя ее, только напоминают основное содержание. Если вводятся осложнения, нужно разъяснить дополнительные правила и способы выполнения действий. Объяснив игру в старших группах, воспитатель проверяет, все ли дети поняли ее, ставит им несколько вопросов о содержании и правила. Если дети хорошо поняли правила и игровые действия, которые они должны выполнять, игра проходит слаженно и четко.

Обязательным условием проведения командных игр в старших группах является правильное комплектование команд (подгрупп). Они должны быть равны по силам и составам. В практике есть несколько способов разделения игроков на команды: с помощью счета или фигурного марширования, а также по назначению капитанов.

При распределении детей посредством счета они выстраиваются в шеренгу, а затем рассчитываются на такое количество номеров, сколько должно быть в игре. Вследствие этого способа команды не всегда формируются уровне по силам.

Распределение игроков фигурной маршировкой осуществляется так: дети перестраиваются из колонны по одному в колонну по два, по три, где каждая из новообразованных колонн - одна из команд. Такое распределение игроков не требует много времени.

В начале игры дети могут сами выбрать капитанов зависимости от количества команд. Назначенные капитаны поочередно выбирают игроков. Это позволяет быстро укомплектовать команды, равные по силам.

Все способы распределения детей на команды следует вводить соответственно характеру и условий проведения подвижной игры.

После объяснения правил игры, избрания ведущего, распределения игроков на команды, расставив в соответствии детей (в зале или на площадке), воспитатель переходит к ее проведению. Каждая подвижная игра начинается по условному сигналу (аплодисменты в ладоши, свисток, взмах флажком или рукой) или команда воспитателя. Сигнал подается после того, как воспитатель убедился, что все дети хорошо усвоили правила и заняли соответствующие места.

В играх с распределением детей на подгруппы, особенно в эстафетах, желательно пользоваться командами: «Внимание!». Последнюю из них иногда заменяют свистком. Это способствует выработке у детей быстрой реакции на соответствующие сигналы.

Игры сюжетного характера где нет момента соревнования, не требуют четких команд. Можно спокойно сказать, - «Игру начали» - или предупредить детей, что игра начинается после слов: «Один, два, три!» После того, как игра началась, воспитатель внимательно следит за ее ходом и поведением игроков.

Во время игры педагог дает указания детям, которые допускают ошибки или нарушают правила. Замечание следует делать, не мешая ходу игры, не останавливая участников. Практически все авторы методических указаний согласны с тем, что игру не желательно неожиданно останавливать. Игру останавливают лишь тогда, когда большинство допускает грубые ошибки и необходимо дополнительно объяснить ее правила.

Особого внимания требуют малоактивные ослабленные дети, которые недостаточно ориентируются в задании, боятся перепрыгнуть через «ров», подойти близко к «медведю» или «волку», им нужно своевременно помочь (поддержать за руку при переходе через «мостик» и др.. ), подбодрить, чтобы они были уверенными.

В проведении подвижных игр гораздо труднее определить физическую нагрузку, чем при выполнении физических упражнений, связанных с игровыми действиями. Оно зависит от общей нагрузки на занятиях по физической культуре, характера деятельности детей на прогулках, от их активности и других факторов.

Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, - и они не ощущают усталости. А потому, чтобы дошкольники не переутомлялись, нужно своевременно снизить интенсивность движений.


Воспитательное значение физических упражнений

Сами по себе физические упражнения без целенаправленного воздействия на воспитанника другими средствами не могут формировать нравственный облик ребенка. Фактически «конкретный эффект любого упражнения зависит не только от свойств, присущих ему самому, но и от ряда условий ее выполнения». Поэтому надо рассматривать сущность каждого упражнения в единстве с методикой ее проведения и других существенных условий.

Воспитание дисциплинированности, организованности в процессе занятий физическими упражнениями должно предусматривать систематическое приучение к соблюдению установленных норм. В некоторых случаях эти правила должны стать традиционными.

Обучение двигательным действиям и применение должно проходить в различных условиях. Это дает простор для мобилизации и развития интеллектуальных качеств воспитанника, проявления им личностных качеств и создает возможность воспитателю корректировать поведение детей. Прежде, чем приучать детей к вежливости, тактичности, внимательному отношению к товарищам, взрослым лучше научить выполнять существующие правила в подвижных играх, в парных упражнениях, в коллективных действиях.

Деятельность на занятиях физическими упражнениями должна быть направлена на развитие самостоятельности, инициативности.

В процессе занятий необходимо приучать детей к самообслуживанию: давать задание забрать спортивный инвентарь, привести инвентарь в рабочее состояние, подготовить место занятий (на доступном для детей уровне).

Нужно учитывать влияние внешней среды, в которой проходят занятия, на формирование эстетических чувств и суждений.

Следует помнить, что музыкальное сопровождение движений эмоционально обогащает детей, дает возможность полнее понять движение и лучше его выполнять, потому что средства музыкальной выразительности (сила звука, темп, ритм и др.). вызывают соответствующие оттенки реакций в движениях.

Необходимо каждый раз подбирать оптимальное сочетание между приемами, которые делают занятия удовольствием и даже развлечением, и приемами, которые приучают серьезно и настойчиво работать.

Чем старше дети, тем важнее необходимость развивать интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и к результатам деятельности.

Наряду с развитием двигательных способностей, одновременно развиваются волевые качества: смелость - в действиях, в которых требуется преодоление страха, решительность - в ситуациях, где нужно действовать немедленно вслед за принятым решением; самообладание - умение владеть собой и много других необходимых качеств характера.


Мы живем во время, которое можно справедливо назвать переломным. Старая административно-командная система уже отошла в прошлое, но новые реалии нашего молодого государства отмечаются, к сожалению, многими негативными моментами: безработица, снижение жизненного уровня, неуверенность в завтрашнем дне. В значительной степени это сказывается и на детях, из года в год наблюдаются тревожные тенденции увеличения соматических заболеваний среди детей, катастрофическое снижение уровня здоровья подрастающего поколения, от родителей детям передаются такие душевные состояния как нервозность, беспокойство, страх. Итак, если мы не хотим, чтобы подрастающее поколение стало "потерянным поколением" следует серьезно задуматься над внедрением положительных жизненных ориентиров, и в частности созданием мотивации к здоровому образу жизни начиная с самого раннего периода жизни человека.

Следует отметить, что несмотря на достаточно большой объем специальной литературы по вопросам физического воспитания дошкольников, вопросам мотивации здорового образа жизни в дошкольном возрасте в методической литературе советского периода этой теме  уделялось недостаточно внимания, этот пробел в определенной мере заполняют специальные издания, выпущенные в последние годы, находятся в популярном сейчас русле общего курса на валеологическое образование населения.

Среди методических рекомендаций, которые могут пригодиться при решении задач формирования у детей мотивации на здоровый образ жизни в рамках проведения дней здоровья можно выделить следующие:

1.   Изложение материала на доступном детям дошкольного возраста уровне. Современные дошкольники во многом развитые и эрудированные, чем воспитанники дошкольных заведений прошлых лет радио, телевидение, компьютерные средства коммуникации уже в этом возрасте формируют зародыши определенной личностной и социальной позиции, но педагог должен полагаться прежде всего на непосредственный чувственный опыт детей, избегать сложных для понимания обобщений и логических выводов, ведь способность к обобщениям и абстрактному мышлению в этом возрасте еще не развита.

2. Необходимо широко использовать средства наглядности. Яркие и заметные картинки, фигурки, эмблемы привлекают внимание дошкольника. Привлечь внимание ребенка каким-то цветным рисунком несложно, сложность заключается в правильном методическом использовании наглядного материала, с помощью которого можно решать сложные дидактические задачи, особенно среди старших дошкольников, которые уже владеют началами аналитического мышления, могут устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Сочетание рассказов воспитателя с непосредственной игровой деятельностью детей. Выше уже говорилось о недопустимости перегрузки дней здоровья элементами соревнования, также нецелесообразно превращать такие дни в сплошной рассказ, в силу особенностей протекания нервно-психических процессов у детей дошкольного возраста, полностью он просто не может воспринять услышанное.

Исходя из вышеприведенных общих положений можно разработать и конкретные методические рекомендации по проведению тематических дней здоровья: например, посвященных сохранению здоровья сердца, необходимости вовремя ложиться спать, делать утреннюю гимнастику и др.


Далее изложен сценарий тематического дня здоровья, где в доступной для детей дошкольного возраста форме рассказывается о сохранении здоровья сердечно-сосудистой системы.

Цель: познакомить дошкольников с работой человеческого сердца; формировать сознательное отношение к выполнению упражнений и игр, что наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы; научить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым; совершенствовать навыки самостоятельного выполнения общеразвивающих упражнений.

Материал: рисунок сердца; схема кровеносных сосудов; фонограмма записей биения человеческого сердца и мелодий популярных детских песен; мячи красного и синего цвета.

Начинается проведение тематического дня здоровья из обращения педагога к детям: «Я дам вам послушать песенку, состоящий всего из двух слов: «тук-тук».

Прослушивание фонограммы биение человеческого сердца .

Педагог говорит: «Так бьется сердце у вашей мамы и папы».

Дети обсуждают услышанное. Педагог продолжает: «Такую же песню исполняет и сердце каждого из вас. Вы ее можете услышать в любую минуту. Для этого нужно положить пальцы на запястье, на горло или на висок. Толчок крови в сосудах, что вы почувствуете, означает, что сердце сделало удар, т.е. сократилось и послало очередную порцию крови по сосудам ».

Обсуждение схемы кровеносных сосудов.

Педагог обращается к детям:

- Представьте себе пароходы, везущие различные грузы по нашей реке Кубань. Так и сердце, сократив, выталкивает красную реку крови в артерии, по которым «пароходы» с кислородом с питательными веществами от съеденной нами пищи отправляются в далекое путешествие по всем клеткам нашего организма. В каком бы месте вы случайно ни порезались, обязательно пойдет кровь. Но это еще не все. Самое удивительное впереди: кровяные пароходы, отдавая кислород и питание, забирают у организма углекислый газ и вредные, ненужные вещества. Они вывозят их по синим венам, обменивая снова на кислород и полезные вещества.

Педагог предлагает детям проверить, насколько они внимательны.

Эстафета «Кровяные пароходы»

Дети делятся на две команды – «Артерия» и «Вена». Перед командами стоит корзина с красными мячами - «полезными для организма веществами», а на противоположной стороне зала помещают корзину с синими мячами - «вредными веществами». По сигналу участники команды «Артерия» переносят поочередно красные мячи из первой корзины у другого, дети из команды «Вена» - синие мячи из второй корзины в первый.

По окончании эстафеты педагог говорит: «В заключение нашего занятия я хочу напомнить вам правила, придерживаясь которых вы сохраните свое сердце здоровым.

1. Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте.

2. Обязательно отдыхайте днем и ночью.

3. Ешьте то, что дает мама или воспитатель, - все эти продукты очень полезны.

4. Если вы больны, лежите в постели столько времени, сколько назначил врач.

И тогда ваше сердце будет здоровым и сильным».

Выводы

Подводя итоги исследования темы можно сделать вывод, что в положительном влиянии, которое оказывают дни здоровья на детей дошкольного возраста можно выделить три аспекта: физический, умственный и морально-эстетический.

Физический аспект заключается в расширении в процессе выполнения разнообразных упражнений функциональных возможностей организма, развиваются координационные способности, глазомер, сила, скорость, выносливость и другие качества, в перспективе это положительно отражается на овладении дошкольниками трудовыми действиями.

Умственное аспект заключается в содействии умственному развитию ребенка, в процессе занятий физкультурой часто возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует от ребенка определенного умственного напряжения, например, выполняя любое двигательное задание ребенку нужно продумать, как выполнить упражнение более четко и быстро, что необходимо предусмотреть для избежания ошибок и т.д., все это представляет определенный цепь психических операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Умственное развитие будет осуществляться более успешно, если воспитатель создает проблемные ситуации, в которых дети должны принимать правильные решения и действовать творчески.

Нравственно-эстетический аспект проявляется прежде всего в эстетическом воспитании дошкольников, которое направлено на формирование у детей чувства прекрасного, умение оценивать окружающую действительность по законам красоты; в процессе физического воспитания развиваются способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в двигательной деятельности и поведении ребенка, в ее гармоничной строении тела, стройной фигуре. Большой эстетический потенциал заложен в самом содержании физических упражнений. Овладевая двигательными действиями, дети пытаются выполнить их четко, внятно, что способствует воспитанию эстетических чувств. В рамках проведения дней здоровья педагог может воспитывать также выдающиеся моральные качества: желание помогать другим, вежливость, общительность, выдержку, смелость, рассказы об основах здорового образа жизни, строение человеческого тела, необходимость сохранить здоровье ребенка формируют мотивацию дошкольников к здоровому образу жизни.

Следует также отметить, что физическое воспитание тесно связано с трудовым. Таким образом, можно сказать, что проведение дней здоровья в дошкольных учреждениях создает предпосылки для высокопроизводительного труда человека в будущем. Во время проведения дней здоровья дошкольники (особенно старших групп) выполняют несложные трудовые операции: расставляют физкультурный инвентарь в зале или на площадке, помогают очистить от снега (зимой) площадка или листьев деревьев и кустарников (осенью), возвращают инвентарь на свои места и др.. Положительная оценка трудовой активности детей со стороны воспитателя укрепляет сознание детей в необходимости общественно полезного труда.

Посильный для дошкольников труд не только формирует у них соответствующие трудовые навыки, но и развивает такие физические качества, как ловкость сила, выносливость, все это способствует улучшению физического развития детей. Таким образом, если периодическое проведение дней здоровья является необходимой основой труда, то труд, в свою очередь, также влияет на физическое развитие ребенка.