Тренинг для учащихся старших классов «Уроки толерантности».

(7 голоса, среднее 4.71 из 5)

тренинг для учащихся, уроки толерантности

Цель: формировать у участников понятие «толерантность»; развивать социальную интуицию, чувствительность, формировать толерантное отношение к окружающим, к обществу, к определенным ситуациям, отрабатывать навыки бесконфликтного общения, развивать фантазию, творческие способности.

Форма проведения: тренинг.

Ход проведения

I. Знакомство

Ведущий предлагает участникам назвать свое имя и продолжить предложение:

«Я люблю ..., ..., ...»;

«Я не люблю ... ... ...».

II. Правила работы в группах

Для совместной продуктивной работы участников занятий ведущий предлагает правила, подготовленные заранее:

не перебивать; уметь слушать;

высказывать свое мнение;

проявлять доброжелательность;

проявлять уважение друг к другу;

точно выражать свои мысли;

быть активным в работе.

Если в ходе проведения упражнения у участников возникли какие-либо пожелания относительно правил, то они могут вносить свои изменения.

III. Ожидания участников

На плакате нарисована корзина для урожая. Участникам предлагается на стикерах в форме листиков, символизирующие ростки растений, написать свои ожидания от тренинга и «посадить» их вокруг корзины.

IV. Основная часть

Информационное сообщение «Толерантность»

Упражнение «Ассоциативный куст»

Цель: усвоение понятия «толерантность» за счет расширения его смыслового поля и визуализации контекста.

В центре листа пишется слово «толерантность». Участники методом «мозгового штурма» подбирают ассоциации к слову и записывают вокруг, словно ветки куста.

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цель: ознакомить участников с основными чертами толерантной личности, дать возможность подросткам оценить уровень своей толерантности.

Подготовка: бланк опросника с колонкой на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Процедура проведения: учащиеся получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Бланк для упражнения

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

1. Откровенный с другими

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Отзывчивость

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

6. Доверие

7. Альтруизм

8. Терпимость к различиям

9. Умение владеть собой

10. Доброжелательность

11. Умение не осуждать других

12. Гуманизм

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность к сопереживанию

Сначала в колонке А поставьте:

«+» - Напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;

«0» - напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.

Затем в колонке В поставьте:

«+» - Напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3-5 минут. Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный к доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число тех, кто отвечал, подсчитывается и заносится в колонку бланка. Так же подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и является ядром толерантной личности (с точки зрения классного коллектива).

Психологический смысл упражнения.

Учащиеся получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповыми представлениям.

2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: развивать фантазию, экспрессивные способности самовыражения.

Учащимся предлагается самостоятельно нарисовать такую ​​эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы учащиеся рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). Затем учащиеся могут объединиться в подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый из них самостоятельно решил присоединиться к той или иной группе. Каждая из подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, отражающий суть их эмблемы (обсуждение - 3-5 мин.). Завершающий этап упражнения - презентация эмблемы каждой подгруппы.

Упражнение «Ковер идей»

Цель: осознание причин проблемы; осознание собственных действий, направленных на решение конкретной проблемы.

Необходимо подготовить нарезанные полоски бумаги трех разных цветов, по 30-40 полосок каждого цвета, три больших листа бумаги, клей, наклейки двух цветов (по две наклейки каждого цвета для каждого участника), один плакат.

1. Понимание проблемы.

Каждая группа получает 10 цветных полосок и большой лист бумаги. На каждой полоске участники записывают ответ на вопрос: «Почему проблема существует? Почему в нашей жизни трудно быть толерантным? ». После этого на большом листе бумаги образуют «ковер», наклеивая все полоски так, чтобы написанное можно было прочесть.

2. Пути решения проблемы.

Группам раздается по 10 полосок другого цвета, на которых участники записывают предложения по решению этой проблемы. Затем эти новые полоски наклеиваются на «ковер». После окончания работы группы показывают свои «ковры» и зачитывают идеи.

3. Индивидуализация деятельности.

Каждый пишет на полосках третьего цвета о том, что он лично может сделать, чтобы изменить ситуацию. Группа собирает индивидуальные полоски, но не приклеивает их к «ковру». Группы по очереди читают свои полоски, приклеивают их на плакат. Похожие предложения приклеивают одну под другой.

5. Оценка идей. Каждый участник получает две красные и две зеленые наклейки.

Красный означает - «точно это сделаю», зеленый - «попытаюсь это сделать». Участники подходят к плакату, еще раз перечитывают все идеи и приклеивают наклейки на избранных идеях (необязательно использовать все наклейки).

Психологический смысл упражнения.

Каждый участник получает возможность поразмыслить, что сделает лично он, чтобы помочь решить эту проблему.

V. Итоги

Ведущий раздает стикеры, которые символизируют плоды - урожай. Он предлагает написать, оправдались ли ожидания. Затем учащиеся по кругу озвучивают их и прикрепляют к плакату в корзину.

VI. Завершение тренинга

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье и все были такие разные. Семья занимала целое село, так и жили всей семьей, и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете?». Но дело в том, что семья была особая - мир и согласие царили в ней. Так, в селе ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров не было.

Дошла молва об этой семье до правителя страны, и решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его обрадовалась: вокруг чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно пожилым людям. Удивился владыка. Решил узнать, как крестьяне достигли такого порядка. Пришел к главе семьи и сказал: «Расскажи, как ты достигаешь такого согласия и мира в твоей семье». Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго, видно, не очень сильный был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял листок и начал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: «любовь», «прощение», «терпение». И в конце листа: «Сто раз любовь», «Сто раз прощение», «сто раз терпение». Прочитал владыка, почесал, как велось, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни любой хорошей семьи.

И подумав добавил:

- И мир тоже.