Тренинг для учащихся «Мой класс». Занятие 3.

(2 голоса, среднее 4.50 из 5)

Введение.

Психолог говорит о том, что часто причиной недовольства атмосферой классного коллектива как со стороны учащихся, так и со стороны учителей или классного руководителя являются конфликты, возникающие в классе и называет тему занятия«Конфликты».

Тема занятия–«Конфликты».

Упражнение 1.

Настроение. (Распределение времени для упражнений в основном соответствует первому занятию).

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы

«Какого цвета конфликт?» - «Я считаю, что слово конфликт ... цвета, потому что ... »

Можно просто называть цвет, а можно предварительно подготовить листы цветной бумаги и показывать лист определенного цвета.

Упражнение 2.

Правила.

Психолог отмечает записанные правила и просит поделиться своим мнением всех желающих.

- А какого цвета правила наших занятий? Кто желает их описать? Давайте расскажем друг другу об этом. Каждый выбирает только одно правило. Первыми начинают рассказывать те, кто сидит ближе к психологу.

Ученики объединяются в пары и описывают друг другу, с каким цветом ассоциируется для каждого то или иное правило. После такого упражнения желающие сообщают интересные ассоциации для всего класса.

Упражнение 3.

Основное упражнение. Информационное сообщение "Конфликт"

Конфликт-это столкновение взглядов, идей, мнений, убеждений. Конфликты возникают как между отдельными людьми, так и между коллективами, а также между человеком и коллективом. Конфликты бывают реалистичные и беспредметные. Первые возникают на основе ситуации, в которой есть предмет конфликта-мнение, убеждение, поступок, конкретная вещь. Беспредметный конфликт-это ситуация, которая возникает в результате поведения человека, и находит именно такой способ разрядки внутренней нервного напряжения. Часто реалистичный конфликт принято называть именно конфликтом, а беспредметный - ссорой.

Разные люди и коллективы ведут себя в конфликтах по-разному. Психологи различают следующие основные стратегии поведения в конфликте:

- Побег (Черепаха)

- Соперничество (Акула)

- Сглаживание (Плюшевый мишка)

- Компромисс (Лиса)

- Сотрудничество (Сова)

Каждая стратегия имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от ситуации и результатов, которые запланированы.

Результаты конфликта могут быть как положительными, так и отрицательными.

Отрицательные результаты имеет любой беспредметный конфликт, а также конфликт, в котором стороны ведут себя неграмотно. "Грамотный" конфликт обязательно ведет к развитию как отношений между людьми, так и развитию личных качеств этих людей.

Основное упражнение «Научись ругаться».

Ученики объединяются в группы по-произвольному принципу (например, с помощью мелких предметов, которые выбрали в начале занятия - карандаши, ручки, фломастеры или что-то подобное). Каждая группа получает описание конфликтной ситуации и задачи: показать сценку, в которой данный конфликт привел бы к развитию отношений и личностных положительных качеств.

- 15 минут на подготовку упражнения и по 5 минут на презентацию каждой группы.

Описание ситуаций:

Ситуация 1.

Две одноклассницы, которые учатся вместе с первого класса, сидят за одной партой и «дружат семьями», поссорились и выясняют в классе отношения.

Ситуация 2.

Молодой учитель на каждом уроке критикует класс, вызывает возмущение у значительной части учащихся.

Ситуация 3.

Одноклассник постоянно нарушает дисциплину на уроках и не выполняет домашних заданий. Классный руководитель сообщила, что если ничего не изменится, то класс не поедет летом на экскурсию.

Упражнение 4.

Релаксация.

«Кошки-мышки».

Двух учеников назначают «кошками» (желательно наиболее робких, «малопопулярных»), все остальные–«мышки». Задача-собрать всех «мышек» в одном углу класса, не применяя силу.

Упражнение 5.

Рефлексия.

Психолог: давайте обсудим, какие выводы сделал каждый из нас о своем поведении в конфликте. Выберите одно из написанных на доске предложений и скажите вслух. Если хотите сказать еще что-то, пожалуйста.

- Я умею решать конфликты эффективно.

- Я буду учиться разрешать конфликты эффективно.

- Я считаю, что проблема конфликтов меня лично не касается.