Тренинг для учащихся «Мой класс». Занятие 2.
Введение
Психолог говорит о том, что наше настроение часто зависит от погоды, есть погода, которая нам нравится, а есть такая, от которой мы прячемся, не любим. Однако слова «погода», «климат» имеют и переносное значение-так условно называют общую ситуацию в коллективе, в семье.
Тема занятия "Психологический климат коллектива"
Упражнение 1.
Настроение. (Распределение времени для упражнений в основном соответствует первому занятию).
Учащиеся по кругу продолжают предложения:
Когда я упоминал (-ла) предварительную встречу (разговор, занятия), я чувствовал (-ла) ...
Первым такое предложение говорит психолог или классный руководитель, подчеркивая, как беспокоит его проблема коллектива.
Упражнение 2.
Правила.
Психолог: Вы помните, что мы договорились о правилах нашего общения на таких встречах.
- Какие правила вы запомнили?
- Есть среди них такие, которые кажутся лично вам лишними?
- Хотели бы вы дополнить правила?
Психолог вывешивает плакат с правилами или открывает доску, на которой правила предварительно записаны, делает дополнения или исправления правил.
Упражнение 3.
Ожидание. (5-7 мин.)
Упражнение "Ожидание" проводится на всех занятиях лишь дважды (по опыту, так более эффективно). Можно использовать любую из методик-«Дерево желаний», «Голубиная почта», «Цветущее поле» и т.п.
«Песочные часы»
Психолог:
Сейчас вы получите «золотые песчинки», на которых можно написать, что бы вы хотели, чтобы изменилось в вашем классе после наших встреч. Эти песчинки мы положим в волшебные песочные часы, а в конце последней нашей встречи увидим, принесли ли наши волшебные желания результат.
Ученики записывают ожидания на стикерах (желтого цвета в виде неправильного круга – «золотые песчинки»), по очереди подходят к плакату в виде песочных часов, озвучивают ожидания приклеивают стикеры в верхней половине часов.
Упражнение 4.
Информационное сообщение. (5 мин.)
Психолог останавливается на понятии "социально-психологический климат коллектива" и говорит о влиянии такого климата на общую производительность труда коллектива в целом (полученные знания) и каждого учащегося в (например, оценки), о зависимости здоровья человека от переживаний, которые получает течение дня, и т. п.
Материал для информационного сообщения
Социально-психологический климат малой группы-качественный аспект межличностных отношений, что проявляется в совокупности внутренних условий, которые способствуют или препятствуют продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
К условиям, которые способствуют продуктивной совместной деятельности, можно отнести:
- Позитивную перспективу для коллектива и каждого;
- Доверие и высокую требовательность друг к другу;
- Деловую критику, свободное выражение мысли;
- Отсутствие давления со стороны классного руководителя и лидеров класса;
- Осведомленность всех об актуальной цели и задаче коллектива (и наличие такой цели);
- Удовлетворенность результатами обучения и своей принадлежностью к данному классу;
- Осознание каждым за состояние дел в целом.
К наиболее необходимым чертам продуктивного коллектива относят товарищескую взаимопомощь, дружелюбие, взаимовыручку, положительные эмоции, простоту отношений.
Упражнение 5.
«За что мы любим наш класс».
Упражнение проводится в форме «Ретроспектива».
Психолог говорит: Представьте себе, что прошло 15-20 лет и вы собрались на встречу выпускников. На таких встречах редко вспоминают неприятное, чаще-как хорошо и интересно в школе. Сейчас каждый из вас постарается вспомнить и рассказать товарищу все интересные и хорошие случаи в классе. На плохое-полный запрет.
Ученики объединяются в пары. Каждая пара должна вспомнить интересные и хорошие случаи в классе и рассказать о них друг другу.
После этого одна пара переходит к другой паре и они обмениваются воспоминаниями и т.д.
Обсуждение упражнения происходит по следующим вопросам.
- Были ли случаи, которые вы лично забыли и вспомнили лишь под влиянием товарищей?
- Что вы переживали, когда вспоминали ваше участие в делах класса? Вам лично было приятно или не очень? Почему?
- Изменилось ли ваше настроение и мнение о классе? Как именно?
Упражнение 6.
Релаксация.
Упражнение 7.
«Австралийский дождь».
Ученики становятся в круг и повторяют за тренером движения. Тренер сопровождает движения словами.
Над австралийской пустыне поднялся ветер - "шу-шу"
(Три раза потирают ладони)
Упали первые капли дождя – «крап-крап»
(Три раза щелкают пальцами)
Дождь пошел сильнее
(Хлопают ладонями по плечам)
Началась ливень
(Хлопают ладонями по бедрам)
Поднялась буря
(Топают ногами) ...
Далее предложения и движения повторяют в обратном порядке. Последнее предложение:
Над австралийской пустыне выглянуло солнце
(Высоко вверх поднимают руки – «тянутся к солнцу»)
Упражнение 8.
Рефлексия.
Ученики по очереди (по кругу) отвечают на вопрос:
- Что из того, что вы чувствовали сегодня, вы бы хотели ощущать в своем классе каждый день? Почему?
- Что бы не хотели больше никогда переживать, из того, что пережили сегодня? Объясните.
Предполагается, что у учеников не было отрицательных переживаний на занятии, и они будут говорить о том, как им понравилась атмосфера совместной дружной работы.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Как успешно сдать экзамен
- Что такое позитивное образование детей? Как воспитывать ребенка позитивно?
- Школьное образование: почему двоечники добиваются успеха
- Тренинг для старшеклассников: «Толерантность. Учимся понимать и уважать других»
- Психологический тренинг по культуре межличностных отношений «Я, ты, мы ...»