Тренинг для учащихся «Мой класс». Занятие 2.

(1 голос, среднее 4.00 из 5)



Введение

Психолог говорит о том, что наше настроение часто зависит от погоды, есть погода, которая нам нравится, а есть такая, от которой мы прячемся, не любим. Однако слова «погода», «климат» имеют и переносное значение-так условно называют общую ситуацию в коллективе, в семье.

Тема занятия "Психологический климат коллектива"

Упражнение 1.

Настроение. (Распределение времени для упражнений в основном соответствует первому занятию).

Учащиеся по кругу продолжают предложения:

Когда я упоминал (-ла) предварительную встречу (разговор, занятия), я чувствовал (-ла) ...

Первым такое предложение говорит психолог или классный руководитель, подчеркивая, как беспокоит его проблема коллектива.

Упражнение 2.

Правила.

Психолог: Вы помните, что мы договорились о правилах нашего общения на таких встречах.

- Какие правила вы запомнили?

- Есть среди них такие, которые кажутся лично вам лишними?

- Хотели бы вы дополнить правила?

Психолог вывешивает плакат с правилами или открывает доску, на которой правила предварительно записаны, делает дополнения или исправления правил.

Упражнение 3.

Ожидание. (5-7 мин.)

Упражнение "Ожидание" проводится на всех занятиях лишь дважды (по опыту, так более эффективно). Можно использовать любую из методик-«Дерево желаний», «Голубиная почта», «Цветущее поле» и т.п.

«Песочные часы»

Психолог:

Сейчас вы получите «золотые песчинки», на которых можно написать, что бы вы хотели, чтобы изменилось в вашем классе после наших встреч. Эти песчинки мы положим в волшебные песочные часы, а в конце последней нашей встречи увидим, принесли ли наши волшебные желания результат.

Ученики записывают ожидания на стикерах (желтого цвета в виде неправильного круга – «золотые песчинки»), по очереди подходят к плакату в виде песочных часов, озвучивают ожидания приклеивают стикеры в верхней половине часов.

Упражнение 4.

Информационное сообщение. (5 мин.)

Психолог останавливается на понятии "социально-психологический климат коллектива" и говорит о влиянии такого климата на общую производительность труда коллектива в целом (полученные знания) и каждого учащегося в (например, оценки), о зависимости здоровья человека от переживаний, которые получает течение дня, и т. п.

Материал для информационного сообщения

Социально-психологический климат малой группы-качественный аспект межличностных отношений, что проявляется в совокупности внутренних условий, которые способствуют или препятствуют продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

К условиям, которые способствуют продуктивной совместной деятельности, можно отнести:

- Позитивную перспективу для коллектива и каждого;

- Доверие и высокую требовательность друг к другу;

- Деловую критику, свободное выражение мысли;

- Отсутствие давления со стороны классного руководителя и лидеров класса;

- Осведомленность всех об актуальной цели и задаче коллектива (и наличие такой цели);

- Удовлетворенность результатами обучения и своей принадлежностью к данному классу;

- Осознание каждым за состояние дел в целом.

К наиболее необходимым чертам продуктивного коллектива относят товарищескую взаимопомощь, дружелюбие, взаимовыручку, положительные эмоции, простоту отношений.

Упражнение 5.

«За что мы любим наш класс».

Упражнение проводится в форме «Ретроспектива».

Психолог говорит: Представьте себе, что прошло 15-20 лет и вы собрались на встречу выпускников. На таких встречах редко вспоминают неприятное, чаще-как хорошо и интересно в школе. Сейчас каждый из вас постарается вспомнить и рассказать товарищу все интересные и хорошие случаи в классе. На плохое-полный запрет.

Ученики объединяются в пары. Каждая пара должна вспомнить интересные и хорошие случаи в классе и рассказать о них друг другу.

После этого одна пара переходит к другой паре и они обмениваются воспоминаниями и т.д.

Обсуждение упражнения происходит по следующим вопросам.

- Были ли случаи, которые вы лично забыли и вспомнили лишь под влиянием товарищей?

- Что вы переживали, когда вспоминали ваше участие в делах класса? Вам лично было приятно или не очень? Почему?

- Изменилось ли ваше настроение и мнение о классе? Как именно?

Упражнение 6.

Релаксация.

Упражнение 7.

«Австралийский дождь».

Ученики становятся в круг и повторяют за тренером движения. Тренер сопровождает движения словами.

Над австралийской пустыне поднялся ветер - "шу-шу"

(Три раза потирают ладони)

Упали первые капли дождя – «крап-крап»

(Три раза щелкают пальцами)

Дождь пошел сильнее

(Хлопают ладонями по плечам)

Началась ливень

(Хлопают ладонями по бедрам)

Поднялась буря

(Топают ногами) ...

Далее предложения и движения повторяют в обратном порядке. Последнее предложение:

Над австралийской пустыне выглянуло солнце

(Высоко вверх поднимают руки – «тянутся к солнцу»)

Упражнение 8.

Рефлексия.

Ученики по очереди (по кругу) отвечают на вопрос:

- Что из того, что вы чувствовали сегодня, вы бы хотели ощущать в своем классе каждый день? Почему?

- Что бы не хотели больше никогда переживать,  из того, что пережили сегодня? Объясните.

Предполагается, что у учеников не было отрицательных переживаний на занятии, и они будут говорить о том, как им понравилась атмосфера совместной дружной работы.