Урок русского языка в 3 классе: «Как найти в слове корень?»

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Ход урока по русскому языку в начальной школе

1. Организационный момент. (Психологический настрой.

Мотивация к учебной деятельности)

- Я начну, а ты продолжи.

Прозвенел и смолк

Начинается

Мы за парту дружно

И на доску

Мы сегодня опять

Учиться будем

-Дети добавляют слово в рифму

звонок

- урок

- сели

-посмотрели.

- писать.

- Ребята,  я надеюсь, что вы сегодня на уроке будете внимательными, старательными, сообразительными.

Дети высказывают своё мнение

Проверяется готовность к уроку. Учитель следит за правильностью посадки.

Дети садятся все правильно

2. Постановка учебной задачи

А сейчас давайте определим тему и цели сегодняшнего урока. Внимательно послушайте  задание, которое я для вас приготовила.

- Выдели корень в словах

вода

река

берёза

Ученики выделяют корень в словах.

- Как  вы нашли в слове корень?

-  Подобрали однокоренные слова и выделили общую часть

- Вспомните, о чём мы с вами только что  говорили   и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Дети формулируют тему урока

- Верно, тема урока «Как найти в слове корень»

- Это урок – объяснение нового материала или урок – закрепление?

- Урок – закрепление

- Работаем на стр. 75

- Дети открывают учебники.

- Что сегодня на уроке закрепишь? - Что будешь учиться делать?

- Я сегодня закреплю знания о корне  слова,

-об однокоренных словах,

- буду учиться подбирать однокоренные слова,

- находить в словах корень,

- правильно писать корень в однокоренных словах,

- пользоваться словарём однокоренных слов

3. Планирование деятельности учащихся на уроке.

- Чтобы цели урока выполнить,   давайте, ребята, спланируем свою деятельность на уроке.

1.Т. Ц.

2. П. пр. зн.

3. Физ. минутка.

4.Р. п. Кто поможет ?- учитель

Что поможет ? – книга, компьютер.

5  Упр. на !

6. Рефл. оц. д.

4. Актуализация знаний учащихся.

- Итак, ребята, тему урока и цели мы определили, а сейчас давайте перейдём к следующему этапу нашей деятельности.

- Индивидуально поработает по  материалу учебного диска 1 человек.

Индивидуальная работа ребёнка у компьютера по материалу учебного диска

Задание

- Найди однокоренные слова и объедини их в группы. Назови корень в словах.

- Что ты  нового узнал на предыдущем уроке, чему научился?

- Познакомился со значимой частью слова –  корнем.

-  научился находить однокоренные слова,

- выделять в словах корень,

- научился работать со словарём  однокоренных слов.

- Какие слова называются  однокоренными?

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

- Что такое корень слова?

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Как ты думаешь, для чего нужно уметь находить в слове корень?

Чтобы грамотно писать, применяя правила правописания.

- Проверка домашнего задания

Ответы ребят.

- Что нужно было сделать?

Найти однокоренные слова, записать их группами, выделить в словах корень.

- Итак, ребята, мы с вами справились с поставленной задачей:-  проверкой полученных знаний?

Ответы детей.

- А сейчас давайте проверим индивидуальную работу  по  материалу учебного диска.

- Если ребёнок выполнил задание правильно, то вы хлопайте в ладоши, если допущены ошибки, то вы топайте ножкой.

Ребята в соответствии с заданием проверяют работу по  материалу учебного диска.

Физкультминутка.

В награду за хорошую работу я вам предлагаю весело отдохнуть.

На болоте две   подружки,

Две любимые лягушки

Утром рано просыпались

И росою умывались,

Полотенцем обтирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Влево, вправо повернулись,

И обратно все вернулись.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям - физкульт - привет!

Дети выполняют движения, указанные в физкультминутке

Чтобы работа наша была выполнена хорошо сегодня на уроке, давайте подготовимся к письму.

Минутка чистописания

- Что называется фразеологизмами?

Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи.

- В речи русских людей  можно услышать такой фразеологизм:  буриданов осёл.

-  Вы можете объяснить,  почему так говорят? Высказывания детей.

- Хотите  знать, почему?  Тогда слушайте.

Французский философ 14 века Жан Буридан доказывал, что поступки живых существ зависят не от их воли, а от внешних причин. Он приводил в пример голодного осла,  по обе стороны от морды которого на одинаковых расстояниях кладут две равные охапки сена.  Осёл должен будет умереть с голоду, потому что он не сможет сделать выбор  между двумя одинаковыми охапками. История умалчивает, производили ли такой опыт с ослом, но с тех пор нерешительных людей, которые не могут сделать выбор между двумя равными возможностями или предметами называют «буридановыми ослами».

- Какую букву мы будем писать и почему?

Мы будем писать букву О, т. к. она встречается 2раза.

Оож   Ооц   Оош

- Назови порядок букв в цепочке и выбор 3 буквы.

- О – заглавная, о – строчная,  ж, ц, ш – буквы согласных всегда твёрдых звуков с начала алфавита.

- Напишите цепочки из букв до конца строки, ориентируясь на знание   алфавита.

Дети записывают цепочки из букв.

Буриданов осёл, т.е какой человек? Нерешительный.

Орфографическая минутка

Зрительный диктант

Установка на зрительное запоминание

На доске:

Вода, земля,  водный

1. Запомнить слова (3 секунды)

Дети запоминают слова.

2. Закройте глаза и представьте слова зрительно

Дети закрывают глаза и представляют слова зрительно.

3. Запишите слова по памяти

Дети записывают слова по памяти.

4. Самопроверка

Дети самостоятельно проверяют свои записи (если всё сделано правильно, дети ставят на полях карандашом +, если допущена ошибка, ребёнок исправляет её карандашом и ставит на полях)

- Орфографический разбор слов

Дети находят орфограммы в словах и объясняют написание слов.

- Как ты считаешь, по какому принципу все три слова можно объединить?

- все слова двусложны;

- во всех словах количество букв и звуков совпадает;

- все слова  употреблены в единственном числе.

- Какое слово является «лишним» по какому-либо признаку?  Почему?

Ученики. «Водный» – «лишнее» слово, т.к. относится к имени прилагательному, а слова «вода» и «земля» - к имени существительному.

- «Лишним» является слово « земля», т.к. « вода» и « водный» - однокоренные.

- По морфемному составу «лишним» является слово

«водный» в слове есть ⁀^□, а в других словах только ⁀□ .

- «Вода» является «лишним» словом, т.к. в нём все согласные звуки твёрдые.

Я считаю, что «лишним» является слово «земля так  оно многозначное.

- «Лишнее»  слово « водный», т. к оно  мужского  рода, а остальные  женского.

Слуховой диктант

«Для красного карандаша» пройдёт под девизом «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху».

Текст написан на  доске с ошибками. Отыщите ошибки и докажите правильность их исправления.

Наморе я дышал свежим марским воздухом.

- Дети поочерёдно подходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы.

- Подготовьтесь к записи предложения в «чистом» виде.

Дети закрывают глаза и представляют предложение зрительно.

- Текст закрывается. Дети записывают его  по памяти.

Работа в парах.

- Взаимопроверка

На море я дышал свежим морским воздухом.

Дети обмениваются тетрадями и проверяют запись предложений друг у друга по эталону, исправляя ошибки карандашом. Всё правильно – на полях +, есть ошибки – на полях

-  Что вы можете сказать о словах, которые встретились в этом предложении?

Дети  говорят, что в предложении встретились однокоренные слова – море  и морским, выделяют корень, говорят, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

5. Реализация плана

- Нам с вами  предстоит выполнить серьёзную работу и нужно быть очень внимательным при её выполнении

Упражнение на внимание «Ухо-нос»

- Давайте выполним упражнение на внимание

- Правой рукой возьмитесь за левое ухо, левой рукой – за нос. По «хлопку» руки поменяйте.

Дети выполняют движения в соответствии с заданием.

Работа по учебнику

- А сейчас давайте выполним упражнение в учебнике на  стр. _______.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Что нужно сделать?

Дети читают задание.

- Нужно  обратиться к учебнику на стр., где помещён словарь однокоренных слов. Найти в нём слова с корнем – дал-,- дол-, - мир- и выписать их. Объяснить лексическое значение этих слов. Выделить в однокоренных словах корень.

Выполните его.

- Самопроверка

Работа в парах

- Я вам предлагаю решить лингвистическое задание, а называется оно так: «Найдите корень»

Я вам предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним условия работы.

1. «Думаю сам»

2. «Работаем вдвоём» (обмениваетесь мнениями)

3. «Принятие общего решения»

4. «Работает весь класс вместе» слушаем мнение пар, принимаем общее решение.

Маша сказала, что слова снеговик и снеговой образованы от слова снег, поэтому общим для них является корень -снег-. А Коля утверждает, что Маша ошибается. От слова снег образовались не только снеговой и снеговик, но и снежок. Значит, корень во всех словах-сне-.

- Кто из детей прав и почему?

- Верно, права Маша, от слова снег образованы не только снеговой и снеговик, но и снежок, так как в корнях может наблюдаться чередование как согласных, так и гласных, в данном случае чередование согласных г//ж.

Работа в группе.

Ребята, все вы любите играть. Я вам предлагаю поиграть в игру «Третий лишний»

Найди «лишнее» слово, выделите корень

Предлагаю поработать в группе.

- Желток, железо, жёлтый

- Носильщик, нос, носатый.

- Медь, медный, медовый

Работа по материалу учебного диска

5. Рефлексия.

- Какое настроение осталось у тебя после урока и почему?

- Подари солнышку настроений свой лучик:

жёлтый – очень хорошее;

синий – хорошее, но..

чёрный – плохое

6. Рефлексивно – оценочная деятельность учащихся

7.Оценки за урок

8. Домашнее задание