Конспект урока математики во 2 классе: «Миллиметр»

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Задачи урока:

- повторить изученное о единицах длины - сантиметре и дециметре;

- познакомить с единицей измерения длины - миллиметром;

Ход урока математики в начальной школе

1.Мотивация учебной деятельности учащихся

2Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Урок начинается с прослушивания звукового фона. Дети слышат звуки природы: стук дятла по дереву, скрежет деревьев, шелест листьев и журчание воды. Учитель спрашивает, где можно услышать такие звуки. (В природе)

Сегодня, ребята, у нас необычный урок – мы отправляемся в лес, где мы должны соблюдать правила.

А вы знаете, какие это правила? (дети рассказывают правила):

-Не кричать, не включать громко музыку,

-Не выбрасывать мусор,

-Не разорять гнёзда птиц и не забирать птенцов,

-Не рвать и не ломать деревья.

Учитель объявляет детям о том, что навстречу к ним спешит лесной житель - Муравьишка. Но, к сожалению, на его пути преграда. Он не может перебраться через ручей, который образовался из-за ночного дождя. (На доске появляется картинка с Муравьишкой и ручьём). Через ручей нет мостика. Необходимо помочь Муравью выбрать подходящую по длине веточку, которую Муравей перекинет через ручей.

Учитель раздаёт детям карточки с изображением ручейка и трёх веточек и предлагает детям помочь гостю, спрашивая, как они будут действовать.

Дети предлагают использовать в качестве мостика самую большую ветку.

Учитель на это возражает, что на глаз трудно определить, какая ветка самая длинная. Тогда дети предлагают измерить длину веток и ширину ручья с помощью линейки.

При измерении выясняется, что одна ветка имеет длину 2 см, а две другие больше 2 см и меньше 3 см. Сам ручей по ширине тоже больше 2 см и меньше 3 см. Становится непонятно, какая ветка подходит по размеру.

Учитель спрашивает.

3. Постановка учебной задачи

Почему возникли затруднения?

-Чего ещё мы не знаем?

Дети предполагают, что нужно более точное измерение второй и третьей ветки, а для этого нужна другая единица длины, которая меньше сантиметра.

Учитель подводит детей к теме и цели урока:

-Какова тема нашего урока?

(Узнаем единицу длины, меньше чем см, узнаем, сколько раз она помещается в 1 см).

-Чему будем учиться?

(Научимся измерять предметы, используя новую единицу длины)

Учитель спрашивает, а знают ли ребята такую единицу длины, которая меньше сантиметра?

Если её не называют дети, то учитель сам называет миллиметр.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Первичное усвоение новых знаний.

Учитель просит детей рассмотреть линейки и определить, что на линейках им не знакомо.

Дети отыскивают на линейке маленькие чёрточки и, по заданию учителя, считают, сколько их в 1 см.

Учитель сообщает детям, что расстояние между двумя соседними маленькими чёрточками 1 мм.

На доске появляется запись 1 см = 10

После чего предлагает догадаться, как записывают мм, если дециметр-дм, сантиметр-см, а миллиметр-?(мм), потом вспоминают соотношения между дециметром и сантиметром. На доске появляется запись:

1 дм = 10 см

1 см = 10 мм

Далее дети устанавливают, что 10 раз по 10 мм –это 1 дм, значит в 1 дм 100 мм.

На доске появляется запись:

1дм=100мм.

Учитель снова просит рассмотреть линейку и сказать, что ребята заметили на отметке 5 мм. (Более длинную чёрточку)

Объясняется, что эта черта нужна для удобства измерений.

Дети измеряют длины двух оставшихся веточек и ширину ручья. Записывают данные в карточки и находят подходящую для переправы ветку. Потом «рисуют» мостик -чертят отрезок нужной длины.

Проверяют работу друг друга. Выражают длину данного отрезка в миллиметрах.

Учитель спрашивает, ветки какой длины могли бы ещё стать мостиком.

Дети догадываются, что отрезки должны быть больше ширины ручья, ширина которого 2 см 7 мм.

5. Первичная проверка понимания

Учитель задаёт вопросы:

Для чего нужны миллиметры? (Для точности измерения, измерять маленькие предметы)

Что можно измерить в миллиметрах? Посмотрите на вещи, лежащие на парте? (толщину учебника, дневника, ширину тетради, длину карандаша, ручки и т.д.)

Учитель спрашивает, в каких единицах длины удобнее измерить высоту стола, ширину и длину класса, высоту окна? (В см и м) Дети проводят измерения ширины парты, ширины спинки стула, ширины учебника математики.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Давайте лучше познакомимся с миллиметром. Потренируемся в измерении и вычерчивании отрезков. Заодно потренируем свою смекалку. Муравьишка приглашает нас на лесную полянку. (На доске появляется слайд с изображением лесной полянки и насекомых на ней). Там его друзья: бабочка, муха, оса и кузнечик. Муравьишке очень интересно, какова длина тела каждого из этих насекомых? Для этого нужно выполнить задание по карточке. Длина тела каждого насекомого равна длине одного из отрезков. Найди длину каждого отрезка, запиши её. Определи, какова длина тела каждого насекомого, если известно, что тело бабочки длиннее тела мухи, но короче тела кузнечика. А оса короче мухи. Дети проводят измерения. Проводится взаимопроверка выполненного задания по записи на слайде. Устанавливают, что самое длинное тело у кузнечика (1 см 5 мм), бабочка короче на 2 мм (1 см 3 мм). Потом длина тела выражается в мм.(1 см5мм это 15мм,1 см 3 мм это 13мм) Муха имеет длину тела 9 мм, и самая маленькая оса, длина тела 7 мм.

Учитель задаёт работу по учебнику. Выполняется задание №3(с.10)с подробным объяснением. Дети сравнивают именованные числа. Объясняют выбор знака для сравнения. Один ученик выполняет задание на доске.

Сравнение именованных чисел идёт с подробным объяснением.

1)1 см*9мм

1 см это 10 мм

10 мм >9 мм, значит,1см>9мм.

2)1см8мм*18мм

1см8мм-это 18 мм

18мм=18мм,

значит 1см8мм=18мм.

Или:18 мм – это 1 см 8 мм

1см8мм=1см8мм

И т.д.

А теперь решим задачу.

(Задача записана на слайде). Рост мха ягеля (оленьего моха) составляет 4 мм в год. На сколько миллиметров вырастет ягель за 2 (3)года? Задача

записана на слайде). Дети индивидуально решают задачу. Проводится взаимопроверка правильности решения задачи по записи, которая появляется на слайде.

4+4=8(мм) за 2 года

4+4+4=12(мм) за 3 года

Учитель просит перевести 12 мм в см и мм.(12 мм это 1 см и 2 мм)

Учитель спрашивает детей о том, зачем в лесу мох и нужно ли его беречь.

Учитель подводит детей к мысли о том, что мох нельзя истреблять, так как он является пищей для многих обитателей леса. Чтобы вырос новый мох нужны долгие годы.

Подводя итог, учитель говорит, что ребята работали очень хорошо, в награду от Муравьишки они получают сувениры (ластики одинаковой

формы и размера).

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома необходимо измерить ширину, длину и высоту ластика и начертить в тетради отрезки, равные по длине ширине, высоте и длине ластика. Длину каждого отрезка записать в мм, выполнить № 5 в учебнике. Желающим сочинить своё сочинение-сказку о необходимости «миллиметра».

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель спрашивает

-С какой единицей измерения длины познакомились? (С мм)

-Для чего она нужна?

(Для точных измерений, для измерения мелких предметов)

Чему учились? (Измерять отрезки в мм и чертить отрезки нужной длины)

Что понравилось на уроке?

В чём были трудности?

В завершении урока учитель предлагает детям закрепить на доске изображение того цветка, которое больше всего соответствует настроению ученика. Ромашку, если всё получилось и всё понравилось, лютик, если не всё получилось, или не всё понравилось.