Конспект урока русского языка в 3 классе: «Глагол как часть речи»

(7 голоса, среднее 4.86 из 5)



Ход урока:

1. Орг. момент.

- Здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Очень важно начать учебный день с хорошего настроения. Садитесь. Запишите число, классная работа.

2. Чистописание. Индивидуальная работа.

1.Индивидуальная работа.

Вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова:

к…зался - _____________              ст…р…на - ______________

выс…хли - ____________               ст…рожка - ______________

охр…няют - ____________             сп…сает - _______________

нак…пают - ____________             д…машний - _____________

2. Чистописание.

(слайд 2)

- Отгадайте загадку:

Зверь такой на свете есть:

Он немытого не ест,

Все в реке ополоснёт,

А зовется он … (енот)

- Отгадайте, какую букву будем писать на минутке чистописания,  в слове енот она обозначает 2 звука.

- Запишите, продолжив закономерность:

еЕе  ееЕее  еееЕеее

Ешь кашу, пока горячая.

- Когда так говорят? Запишите пословицу.

3. Повторение. Постановка целей и темы урока.

- Определите в пословице известные вам части речи. Расскажите, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном.

- У какого слова вы не смоги определить часть речи? На какой вопрос оно отвечает?

- С чем мы сегодня познакомимся на уроке? Чему будем учиться?

- На уроке мы сегодня познакомимся с самостоятельной частью речи, которая называется – глагол. Послушайте, как характеризует глагол А.Югов:

«Глагол  - самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…часть языка.»

- Почему он так отзывается о глаголе? (Мнения учащихся) Вот в этом мы сегодня и попробуем разобраться.

4. Работа по новой теме «Глагол как часть речи».

1. Наблюдение над ролью глаголов.

- Прочитайте текст.

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

- Из каких частей речи состоит этот текст? Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен? Прочитайте ещё один текст.

Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.

- Как изменился текст и что его изменило? Почему неподвижная картинка ожила и как бы зазвучала? С помощью какой части речи это произошло?

- Откуда взялось слово глагол? (Мнения детей)

- Послушайте, что об этом говорит Лев Успенский.

- Почему часть речи получила такое название?

- О каких двух частях речи говорит автор в последнем предложении?

2. Первичное закрепление.

- Выполним упражнение 345 на странице 92. Прочитайте задание и скажите, что надо сделать. Рассмотрите образец и объясните как мы будем выполнять упражнение. Работать будем по цепочке со словами мальчик, птица.

Выполнение задания.

- Как отличить глагол от других частей речи? На какие вопросы отвечает глагол? Что он обозначает?

5. Физминутка. (музыкальная)

6. Закрепление.

1. Упражнение в распознавании глаголов среди других частей речи. Работа на доске.

Работа по учебнику, упражнение 347.

- Что надо сделать в упражнении? Как будем отличать глаголы от других частей речи?

Один ученик выполняет на доске, другие в тетрадях.

- Сделайте вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова.

2. Работа над определением.

- Давайте попробуем рассказать всё, что мы знаем о глаголах. А в этом помогут нам вопросы:

1. Что такое глагол?

2. Что обозначают глаголы?

3. На какие вопросы они отвечают?

- Сформулируйте определение. Сравните его с определением, которое дано в учебнике. Мы были правы? Прочитайте определение ещё раз. Повторите. Повернитесь друг к другу парами и расскажите. Все справились?

- Предлагаю вам следующее задание: надо разделить слова на две группы. В первую группу «положить» глаголы, а во вторую - существительные.

3. Самостоятельная работа.

- Кто мог о себе так сказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю. (Т.Рик)

- Возьмите листочки со стихотворением и подчеркните глаголы. (1 ученик выполняет на доске)

- Поменяйтесь листочками и сравните с образцом. Поднимите руку те, кто выполнил задание правильно.

7. Творческая работа.

Работа в группах.

- У вас на листочках даны глаголы. Составь с ними небольшой текст. Глаголы можно использовать в любом порядке, меняя форму слова.

Лаять, мяукать, бегать, дружить.

- Прочитайте, какие рассказы у вас получились.

- Послушайте, какой текст получился у меня.

Во дворе нашего дома жили котёнок, который всё время мяукал и щенок, который постоянно лаял. Целый день они то и дело, что ссорились и бегали друг за другом. Наконец, котёнок со щенком решили подружиться и играть вместе. Так они стали настоящими друзьями!

- Скажите, пожалуйста, а кошка с собакой могут дружить? А как вы понимаете выражение: живут как кошка с собакой? Когда так говорят?

- А сейчас я предлагаю поиграть. Лягушка будет вам показывать слова, а вы должны определить часть речи.

8. Итог урока.

- Что такое глагол? Какую роль глаголы выполняют в нашей речи?

9.  Домашнее задание.

1. Выучить определение на стр.93.

2. Выполнить упражнение 1, стр.103.

3. Нарисовать портрет Глагола.