Формирование речевых навыков и коммуникативных возможностей у дошкольников с учетом ФГОС ДО - страница 4

(4 голоса, среднее 5.00 из 5)



Индекс материала
Формирование речевых навыков и коммуникативных возможностей у дошкольников с учетом ФГОС ДО
Особенности развития речи ребенка
Ключевые понятия методики развития речи дошкольников
История становления методики развития речи детей дошкольного возраста
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов ДОУ
Все страницы

 

4. Современные технологии развития речи дошкольников.

Рассмотрим особенности проектирования педагогического процесса, развивающего речь дошкольников, в условиях коммуникативного подхода и направленности технологии на становление субъектных качеств ребенка в речевой деятельности.

Построение педагогического процесса, направленного на развитие речи, начинается с определения его цели.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Реализация данной цели предполагает владение речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, степени знакомства. Это предполагает свободное владение языком, формулами речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.

Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает проявление субъектных качеств ребенка в процессе общения и речевой деятельности – интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнера по общению, а также проявление инициативности и активности при организации общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседника.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

технология проектной деятельности;

технология развития детского речевого творчества;

технология группового взаимодействия детей;

технология поисково-исследовательской деятельности;

технология создания детского портфолио;

технология коллекционирования;

информационно-коммуникационные технологии.

Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает следующую последовательность этапов.

1. Мотивационный этап.

Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.

Задачи образовательной области «Коммуникация»

Методы и содержание работы

Формы взаимодействия

взрослого и детей

Развивать диалогическую и полилогическую речь.

Развивать информационно-коммуникативные умения (умение договаривать, слушать и слышать друг друга).

Развивать умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению.

Развивать умения высказываться.

Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности и общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса, загадывание загадки и др.

Ситуации общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы.

2. Этап накопления содержания для общения и речи.

Цель этапа – обогащение представлений детей по теме.

Задачи образовательной области «Коммуникация»

Методы и содержание работы

Формы взаимодействия

взрослого и детей

Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи.

Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности.

Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества.

Развивать умение работать в подгруппе: определять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности.

Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, предметов и объектов, игрушек); демонстрация (компьютерных презентаций, видео- и мультипликационных фильмов, опытов); словесные методы: чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т.д.);

практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок, атрибутов для игр и т.п.;

упражнение в умениях; отгадывание кроссвордов, ребусов, сочинение загадок, составление коллажей.

Образовательные ситуации в непосредственно образовательной деятельности (НОД), экскурсии, образовательные ситуации сопровождения общения и речи в режимных моментах, подгрупповые и индивидуальные ситуации общения и совместной деятельности; поручения и т.д.