Формирование речевых навыков и коммуникативных возможностей у дошкольников с учетом ФГОС ДО - страница 5

(5 голоса, среднее 4.80 из 5)
Индекс материала
Формирование речевых навыков и коммуникативных возможностей у дошкольников с учетом ФГОС ДО
Особенности развития речи ребенка
Ключевые понятия методики развития речи дошкольников
История становления методики развития речи детей дошкольного возраста
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов ДОУ
Все страницы

 

5. Система взаимодействия учителя-логопеда и педагогов

По основным образовательным областям дошкольного воспитания представляет собой планирование образовательной, воспитательной и коррекционной деятельности с детьми.  Развитие и коррекция осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

В соответствии с действующими ФГОС изменяется и основная общеобразовательная программа детского сада. В связи с этим работа учителя-логопеда и других педагогов ДОУ должна строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Для успешной работы по формированию речевого и коммуникативного развития, педагогам необходимо соблюдать общепринятые педагогические условия.

В основе  этих условий  лежат следующие принципы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического  процесса

Принцип единства диагностики  и непосредственного коррекционно-педагогического процесса

Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, другими педагогами  и детьми

Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса

Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи

Основную работу по формированию речевых навыков проводят учителя-логопеды, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.

Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи).

Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи.

Особая роль у музыкального руководителя. Он выполняет свою функцию, не менее важную, а иногда и первично важную.

3. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.

Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.

Задачи образовательной области «Коммуникация»

Методы и содержание работы

Формы взаимодействия

взрослого и детей

Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ-контаминацию. Развивать речь-рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности.

Развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты. Развивать звуковую культуру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе.

Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа, составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану; составление диафильмов; совместное рассказывание, коллективное составление рассказа; составление рассказа подгруппами – «командами»; составление рассказа по частям.

Образовательные ситуации НОД; образовательные ситуации сопровождения в процессе режимных моментов; ситуации общения в разных видах деятельности; совместные словесные и дидактические игры.

4. Творческий этап.

Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.

Задачи образовательной области «Коммуникация»

Методы и содержание работы

Формы взаимодействия

взрослого и детей

Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации. Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками.

Развивать индивидуальные творческие способности детей: организаторские, художественные, творческие.

Сочинение рассказов по аналогии; придумывание окончания к рассказу (описательному или повествовательному); придумывание продолжения и окончания к рассказу; сочинение рассказа или сказки по плану или по схеме; сочинение сюжетного рассказа по игрушкам; сочинение рассказа на тему; сочинение рассказа по пословице; сочинение загадок; сочинение сказок по картам Проппа; сочинения с использованием методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Образовательные ситуации НОД; образовательные ситуации сопровождения в литературном центре активности и центре художественно-творческой деятельности; образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности; ситуации общения в процессе подготовки и проведения игр-драматизаций, режиссерских и театрализованных игр, показе спектаклей посредством различных видов театров.

5. Оценочно-результативный этап.

Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.

Задачи образовательной области «Коммуникация»

Методы и содержание работы

Формы взаимодействия

взрослого и детей

Обогащать представления детей о правилах речевого этикета.

Развивать умения слышать и замечать достоинства и недостатки речи сверстников; доброжелательно оценивать речевые проявления сверстника.

Методы внешней педагогической оценки: анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ – самооценка.

Методы сущностной оценки: оперативная диагностика речевых и коммуникативных умений детей.

Образовательная ситуация поддержки; ситуации общения.