Формирование речевых навыков и коммуникативных возможностей у дошкольников с учетом ФГОС ДО - страница 5
5. Система взаимодействия учителя-логопеда и педагогов
По основным образовательным областям дошкольного воспитания представляет собой планирование образовательной, воспитательной и коррекционной деятельности с детьми. Развитие и коррекция осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
В соответствии с действующими ФГОС изменяется и основная общеобразовательная программа детского сада. В связи с этим работа учителя-логопеда и других педагогов ДОУ должна строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Для успешной работы по формированию речевого и коммуникативного развития, педагогам необходимо соблюдать общепринятые педагогические условия.
В основе этих условий лежат следующие принципы:
Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, другими педагогами и детьми
Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи
Основную работу по формированию речевых навыков проводят учителя-логопеды, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.
Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи).
Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи.
Особая роль у музыкального руководителя. Он выполняет свою функцию, не менее важную, а иногда и первично важную.
3. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.
Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.
Задачи образовательной области «Коммуникация» |
Методы и содержание работы |
Формы взаимодействия взрослого и детей |
Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ-контаминацию. Развивать речь-рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности. Развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты. Развивать звуковую культуру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе. |
Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа, составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану; составление диафильмов; совместное рассказывание, коллективное составление рассказа; составление рассказа подгруппами – «командами»; составление рассказа по частям. |
Образовательные ситуации НОД; образовательные ситуации сопровождения в процессе режимных моментов; ситуации общения в разных видах деятельности; совместные словесные и дидактические игры. |
4. Творческий этап.
Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.
Задачи образовательной области «Коммуникация» |
Методы и содержание работы |
Формы взаимодействия взрослого и детей |
Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации. Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками. Развивать индивидуальные творческие способности детей: организаторские, художественные, творческие.
|
Сочинение рассказов по аналогии; придумывание окончания к рассказу (описательному или повествовательному); придумывание продолжения и окончания к рассказу; сочинение рассказа или сказки по плану или по схеме; сочинение сюжетного рассказа по игрушкам; сочинение рассказа на тему; сочинение рассказа по пословице; сочинение загадок; сочинение сказок по картам Проппа; сочинения с использованием методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). |
Образовательные ситуации НОД; образовательные ситуации сопровождения в литературном центре активности и центре художественно-творческой деятельности; образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности; ситуации общения в процессе подготовки и проведения игр-драматизаций, режиссерских и театрализованных игр, показе спектаклей посредством различных видов театров. |
5. Оценочно-результативный этап.
Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.
Задачи образовательной области «Коммуникация» |
Методы и содержание работы |
Формы взаимодействия взрослого и детей |
Обогащать представления детей о правилах речевого этикета. Развивать умения слышать и замечать достоинства и недостатки речи сверстников; доброжелательно оценивать речевые проявления сверстника. |
Методы внешней педагогической оценки: анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ – самооценка. Методы сущностной оценки: оперативная диагностика речевых и коммуникативных умений детей. |
Образовательная ситуация поддержки; ситуации общения. |
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Дидактические игры для дошкольников «Чрезвычайные ситуации», «Будь осторожен!»
- Из опыта работы воспитателя «Сказка для детей дошкольного возраста «Три отважных поросенка»
- Учебное пособие по безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Действия при пожаре и наводнении»
- Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста «Опасные предметы»
- Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Предметный мир Службы спасения 01»
Более старые статьи:
- Опыт работы воспитателя «Правила безопасности для дошколят»
- Презентация опыта работы в детском саду «Что мы знаем о воде»
- Умные раскраски для дошкольников.
- Практические задания для детей дошкольного возраста.
- Презентация опыта работы воспитателя детского сада на тему: «Особенности создания и использования театрального костюма и декораций при постановке сказочных представлений с детьми старшего дошкольного возраста».