Урок русского языка во 2 классе: «Как появляются многозначные слова»
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все на месте? Все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Хорошо.
Откроем тетрадки, запишем дату
2. Мотивация
Сегодняшний урок я предлагаю начать с одного очень мудрого высказывания мыслителя Древней Греции Аристотеля. Он сказал: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».
- как вы понимаете эти слова, посовещайтесь между собой и дайте мне ответ.(вывод)
- знания которые мы с вами получаем должны приносить нам пользу, помогать нам уметь пользоваться знаниями
- предлагаю записать эту умную мысль в тетрадку в качестве минуты чистописания
- Для начала давайте прочитаем её так, как записано на доске, а потом продиктовать себе при письме.
У-ки. Правило посадки при письме
(записывают, отмечают орфограммы)
У-ль. А сейчас я предлагаю вам посмотреть следующий слайд и выбрать для себя какие-то утверждения
3. Актуализация знаний
Слайд 3
Я знаю
Я умею
Я могу (выбирают утверждения и объясняют)
- откуда появляются многозначные слова
4. Постановка проблемы
- Кто–нибудь может мне объяснить откуда появляются многозначные слова? Выскажите предположения
-Хотите узнать? Да
А для чего вам это нужно?
- Тогда как будет звучать тема нашего урока?
-Правильно, ТЕМА НАШЕГО УРОКА «Как появляются многозначные слова»
-Цель нашего урока____
Уч-ки. Узнать как появляются многозначные слова.
-научиться использовать их…
5. Открытие новых знаний
Я предлагаю вам разгадать несколько загадок, а вы отгадки запишите в своём словарике
1. Последний зимний месяц, жаль, он называется (февраль)- комментировать слова и орфограммы)
2. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая (ягода)
3. У меня отличный слух, умный взгляд и тонкий нюх, сразу лезу с кошкой в драку, потому что я (собака)
4. Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
- хорошо вы отгадываете загадки, справились с заданием.
Запись словарных слов в тетрадь)
Дети комментируют орфограммы.
Продолжим наш урок.
- Ребята мы с вами на прошлом уроке говорили о многозначных словах, а нет ли среди записанных слов, многозначных.
Есть.
Какое это слово? Язык.
- А почему вы решили что оно многозначное?
Какие значения имеет это слово?
-Составьте с ним предложения)-объясните значение этого слова
Какие предложения у вас получились?
- Обратите внимание на доску.
- Так сколько же значений у слова «язык»
1. Доктор попросил Мишу показать ему язык.
- в каком значении употреблено слово?- в прямом или переносном?
2. Моя мама знает немецкий язык. (в переносном).
3. Языки пламени вырывались из окна.( переносном)
6. Первичное закрепление
А еще язык есть у ботинка, у колокольчика
-Так сколько же значений у слова язык?
А знаете сколько в русском языке таких слов, у которых несколько значений!
-И откуда же берутся все эти значения? Может кто-нибудь уже догадался?
- ТОГДА предлагаю вам обратиться к нашему ПОМОЩНИКУ –УЧЕБНИКУ, может он нам чем- нибудь поможет,
-Откройте страницу ___.
-Давайте рассмотрим рисунки, чтобы было побыстрее, предлагаю разделиться и каждой группе взять по одной картинке.
Работа в группе
1 картинка 1 предложение и т.д.
Как работать с картинками-вам подскажет карточка помощница (зеленая)
Карточка помощница
1 рассмотри картинку №1
2 прочитай предложение №1
3 какое значение у слова «игла» на первой картинке? ( и т.д)
Какое значение имеет слово игла на второй картинке(игла-хвоинка-похожа на иглу)
-Почему одно и то же слово обозначает разные предметы?
- что общего у этих предметов (форма)( игла) ,
в первом предложении слово в прямом или переносном) смысле ВО ВТОРОМ- ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
-Что вам помогло догадаться в каком значении употреблено слово (контекст- окружение слова)
Отвечает 3 и 4 группа
Прочитайте 3 предложение
-объясните значение слова «золотая»
-прочитайте 4 предложение
-Объясните значение слова «золотая»
-почему одним словом назвали два разных предмета?
-что у них общего? (цвет)
-А что еще может быть общего у предметов?
-Обратите внимание на картинку внизу с часами
-что делают туристы, часы (идут)
Действительно, общим может быть не только форма, цвет, но и действие (а еще и вкус и мн. другое)
-Значит можно сделать предположение «Почему у слов появляются другие значения?- обратить внимание на слайд
( Я думаю, потому что)
-А давайте проверим наше предположение и прочитаем правило отмеченное ключиком)
-Значит правильно мы с вами догадались откуда появляются другие значения у слов. Молодцы
ЧИТАЮТ ПРАВИЛО В УЧЕБНИКЕ
Физминутка
Вы сегодня у меня просто молодцы
Предлагаю вам поработать самостоятельно
У каждой группы на столе лежат картинки
Вы должны доказать что слова, обозначающие эти картинки многозначные, почему они многозначные, и составить с этими словами предложения
- ЕСЛИ ВЫ ЗАТРУДНЯЕТЕСЬ, то вам помогут ваши толковые словари
1группа-кисть
2 группа-корень
3 группа-ласковая
4 группа-летит
-Молодцы!
7. Рефлексия
Ну что же ребята, я думаю, пришла пора подвести итог нашему уроку и сейчас вновь обращаю ваше внимание к началу урока, еще раз посмотрите на слайд и скажите, что вы узнали сегодня на уроке, и чему научились
Уч-ки. Я узнал как появляются многозначные слова
И научился их использовать в речи (составлять с ними предложения)
Работают по слайду
(многозначные слова появляются потому, что у некоторых слов есть что-то общее форма, цвет, действие и т.д)
8. Итог урока
Вы справились с очень трудным заданием,
-какие чувства вы испытываете, радость, огорчение? Хорошее настроение?
Я предлагаю вам сейчас оценить работу своей группы.
У вас на столе лежат красные карточки, По которым вы оцените вашу работу.
Проверка как оценили работу? Значит самая активная группа сегодня на уроке, это группа …- вручаем кубок
А сейчас домашнее задание
Выберите себе по желанию
1 поищите в словариках многозначные слова и изобразите их в картинках
2. выберите 3-4 многозначных слова и составьте с ними предложения
3. Выполните упр.____ в учебнике
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок окружающего мира в 3 классе: «Как человек научился летать»
- Урок русского языка в 3 классе: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»
- Открытый урок по математике в 1 классе: «Название чисел при сложении»
- Конспект урока математики в 1 классе: «Число 9. Цифра 9»
- Урок математики в 4 классе: «Решение задач. Повторение и закрепление»
Более старые статьи:
- Урок русского языка в 3 классе: «Как найти в слове корень?»
- Конспект урока по математике в 1 классе: Закрепление по теме: «Нумерация чисел от 1 до 10»
- Конспект открытого урока по математике: «Письменная нумерация чисел 11-20»
- Конспект урока математики во 2 классе: «Миллиметр»
- Конспект урока по окружающему миру: «Семья. Любимые занятия»