Урок русского языка во 2 классе: «Правописание родственных слов. Корень слова»

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)



Цели урока для учителя:

Учебные:

Создать условия, чтобы:

1. Сформировать  понятия: однокоренные слова, корень слова, умения его находить и выделять в словах;

2.  Учащиеся могли научиться подбирать родственные слова;

3. Закрепить знания, что корни родственных слов пишутся одинаково.

Развивающие:

1. Работа со словарем, обогащение речи (словообразование).

Воспитательные:

1.Воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование:

1. Таблица «Формы слова»

2. Таблица «Родственные слова»

3. Карточки №1, №2, №3 (в приложении)

4. Рисунок ствола и корня дерева

5. Листья 3-х цветов: зеленые, желтые, красные для самооценки учащихся.

Ход урока русского языка во 2 классе

1. Организационный момент (1 мин)

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока. (5 мин)

Прочитайте девиз нашего урока, записанный на доске (хором).

«Дерево сильно корнями, а человек знаниями»

- Как понимаете эту поговорку?

- Чтобы получить крепкие знания как нужно работать?

За каждое задание будете получать листочек, что поможет вам в конце урока оценить вашу работу.

5 – зеленый, если довольны работой и справились без ошибок.

4 – желтый, если были затруднения, но справились.

3 – красный, не справились

Прочитайте тему урока. «Правописание родственных слов. Корень слова».

- Что общего с поговоркой?

Ученики отвечают на вопросы учителя с места.

Предполагаемые ответы:

Внимательно слушать, думать, помогать друг другу, быстро и аккуратно писать и т. п.

3. Постановка учебной задачи

- Что вы уже знаете?

Нам известно, какие слова называют родственными. Это слова с разными основами, в которых есть общая часть по смыслу и по написанию.

- Что знаем о правописании родственных слов?

- Общие части родственных слов пишутся одинаково.

Учитель. - Что вам неизвестно?

Ученики. Что такое корень слова и как он обозначается.

Учитель. - Поставим учебную задачу урока.

- Что должны узнать на уроке?

- А вы хорошо умеете различать и подбирать родственные слова, или нужно еще поучиться?

(Открываются задачи на доске учителем)

1.Узнать, что такое корень слова, его обозначение.

2. учиться различать родственные слова и формы слова.

3. Продолжить учиться подбирать родственные слова.

- Какие личные цели хотите поставить?

Учиться сотрудничеству.

4. Повторение изученного (словарная работа)(5 мин)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Назовите школьные принадлежности, названия которых указаны в словаре «Пиши правильно». Запишите эти слова с маленькой буквы через запятую в строчку: карандаш, линейка, тетрадь, пенал, портфель. Ученики. Пишут в тетради, поочередно называя слова.

- Проверьте по словарю. Ученики проверяют по словарю.

Каким словарем воспользуетесь? Словарь «Пиши правильно».

Оцените свою работу, возьмите листочек.

- Вы записали словарные слова, которые все относятся к школьным принадлежностям.

- Будут ли они родственными? Ответы детей.

Запись на доске:

лист                   лист

листы                листочек

листу                 листок

-Прочитайте слова, перепишите их в тетрадь.

Посовещайтесь в парах и докажите в каком столбике записаны родственные слова, а в каком формы одного и того же слова?

- Что поможет доказать?

- Выделите основу и окончание.

- Как отличить форму слова и родственные слова? (Помещаю схемы на доску)

Работают в парах.

Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь.

Предполагаемые ответы:

1 – формы слова, потому что одинаковые основы слова.

2 – родственные слова, потому что разные основы, которые имеют общую часть со сходным значением.

Проверка: сравните свои записи с образцом на доске (учитель выделяет основы и окончания по ходу объяснения учащихся).

- У кого другое мнение?

Выступления от пар.

Оцените работу, возьмите листок.

- Назовите общую часть основ родственных слов.

Дети. Лист.

5. Физминутка для глаз

Встаньте. Игра на внимание и на знания.

- Я сейчас буду зачитывать слова парами,

если они родственные  - вы хлопаете,

если они не являются родственными – вы топаете.

лес – лесник                дом – домашний

река – плот                  дом – дым

стена – гвоздь             поле – полюшко

кот – котик                  гриб – грибной

сад – садовый             обед – стол

Оцените работу, возьмите листок.

6. Открытие нового знания.

- Что на уроке должны узнать?

Узнать, что такое корень слова, его обозначение.

Выступление детей «Корень куста и корень слова»

-Прочитайте слова из второго столбика, сравните их!

лист

листочек

листок

- Кто может догадаться, что будет корнем слова?

(- Из какой части слова вырастают родственные слова?)

Вывод: Как у всех веток общего куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли. Поэтому их еще называют однокоренными.

- Какой же корень у этих слов? Выделите. (Учитель показывает, как выделяется корень)

Корень этих слов ЛИСТ.

- Кто попробует сформулировать правило?

- Прочтем точное определение в учебнике на стр. 96

Учитель. - Приходилось нам находить корень в родственных словах?

- Как общая часть родственных слов пишется?

Ученики. - Да, это общая часть родственных слов.

- Значит, как в родственных словах будут писаться корни?

В родственных словах корни будут писаться одинаково.

7. Первичное закрепление.

1)  Сейчас будем выполнять упражнение 67  устно.

- Прочтите задание, что нужно сделать?

- Назовите родственные слова.

- Какие слова лишние? Почему?

2) Сейчас будете выполнять упражнение 68.

- Прочтите задание, что нужно сделать?

- Назовите признаки родственных слов.

Самостоятельная работа

Найти однокоренные слова, выписать, выделить корень.

1.один корень

2.общий смысл

Проверка: обменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга (образец на обратной стороне доски).

- Какие слова не выписали? Почему?

Оцените работу, возьмите листочек.

8. Самостоятельная работа с проверкой.

Работа в парах по карточке №1. Составьте из данных частей как можно больше родственных слов с корнем сад  и запишите их в тетрадь, выделите корень. Можно дополнить своими однокоренными словами.

Работают в парах

Проверка. Сколько слов получилось (у каждой пары)?

Зачитайте слова.

Высказывания  представителей от пар

(листы со словами, которые называют ученики прикрепляю на доску)

Оцените работу, возьмите листок.

9. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности (2 – 3 мин)

- Урок подошел к концу. Вернемся к нашей поговорке (зачитываю).

- Какие знания вы получили?

- Что называется корнем?

- Что вам удалось?

- Какие трудности были?

- Задачи урока выполнены?

- Кто доволен своей работой?

Оцените свою работу на уроке листочки прикрепите на дерево знаний:

Все зеленые листочки – 5

Зеленые и желтые – 4

Зеленые, желтые и красные – 3

Выставление оценок учителем.

10. Домашнее задание