Тренинг для школьников «группы риска» «Моя индивидуальность».
Цель: развитие подростка как личности, раскрытие его положительных способностей, усвоение определенного жизненными и общественными потребностями объема знаний о личности, взаимопонимании.
Задача:
- создавать оптимальный социально-психологический микроклимат в коллективе с целью содействия духовному и творческому самораскрытию участников;
- помогать детям осознавать и понимать свои положительные и отрицательные черты;
- содействовать развитию навыков самоанализа.
Материалы: мягкая игрушка, плакат с «Правилами работы», бейджики, высказывания философов («У каждого человека есть зеркало, в котором он может четко разглядеть себя», «Познай себя, познай свою природу-и ты познаешь истину»).
Упражнение «Мой образ»
Цель: подготовка участников к работе, создание позитивной атмосферы, хорошего настроения, определение особенностей каждого. Ведущий приветствует группу, раздает каждому участнику лист бумаги А4, на котором нужно написать свое имя и нарисовать собственный образ (это может быть определенный символ, предмет-что угодно).
После того как участники выполнили задание, психолог предлагает по очереди назвать свое имя и представить собственный образ. Рисунки прикрепляются на доску. Так создается «галерея портретов» участников группы
Упражнение «Правила работы»
Цель: принятие правил работы группы. Участники читают написанное на плакате и принимают правила работы группы.
Правила работы:
1. Быть активным.
2. Обращаться друг к другу по имени.
3. Не критиковать.
4. Правило поднятой руки.
5. Быть искренним.
6. Не оценивать друг друга.
7. Принцип «здесь и теперь».
8. Принцип «конфиденциальности».
9. Соблюдать правила.
Упражнение «Ожидание»
Цель: определение ожиданий участников относительно занятий.
Ведущий на доску прикрепляет плакат с рисунком чаши, а детям раздает стикеры червонного цвета в виде сердечек. Предлагает подумать, чего они ожидают от занятия, и написать на сердечках. Затем прочитать написанное и приклеить их в символическую чашу, изображенную на плакате.
Притча «Истина»
Когда-то люди верили, что есть не один, а много богов. Однажды боги решили создать Вселенную: создали звезды, солнце, моря, горы, Человека и Истину. Однако встал вопрос о том, куда спрятать эту Истину, чтобы человек ее не смог отыскать.
- Давайте спрячем ее на далекой звезде, - сказал один из богов.
- А давайте на высокой горной вершине, - предложил другой.
- Нет, давайте положим ее на дно глубокой пропасти, - сказал третий.
- Может, спрячем ее на Луне? А мудрый Бог сказал:
- Нет, мы спрячем истину в сердце человека. Тогда он ищет ее во всей вселенной, не зная, что постоянно носит в себе.
Ведущий. Дети, как вы думаете, что такое Истина? Это то, ради чего живет человек, знание о том, как побороть зло. Теперь подумайте, зачем боги все-таки решили спрятать Истину в сердце человека? Потому что каждый из нас-это маленькая Вселенная, это какая-то Истина. Мы можем найти Истину, если заглянем в себя, изучим себя. Давайте сделаем это-поищем истину.
Упражнение «Лучик солнца»
Цель: осознание своих положительных и отрицательных черт характера. Детям предлагается на листе бумаги нарисовать солнышко и написать на лучиках 5 положительных и 5 отрицательных черт.
Обсуждение:
- Трудно было определить черты характера?
- Что труднее и почему? Ведущий говорит: «Хвалите себя. Критика разрушает внутренний дух, а похвала укрепляет его ».
Упражнение «Самокритика»
Цель: обучение объективно оценивать свои качества; осознание собственных слабых сторон формирование адекватной самооценки. Каждый участник получает модель-рисунок снеговика, на котором записывает свои «минусы» - отрицательные качества и зачитывает написанное вслух.
Обсуждение:
- Какие трудности возникали у вас в течение выполнения упражнения?
Ведущий. Принимайте свои недостатки. Признайте, что они-ваш ответ на какую-то потребность, и сейчас вы ищете новый, позитивный способ удовлетворить эту потребность. Поэтому с любовью попрощайтесь со старой негативным поведением. Сумейте преодолеть свои недостатки с помощью горячих, ласковых лучей вашего сердца, способных растопить все негативное.
(Дети накрывают рисунок снеговика листом с солнышком, на лучиках которого написаны положительные черты.)
Упражнение "Что я даю людям и чего от них жду?"
Цель: развитие навыков самоанализа.
Ведущий дает детям лист бумаги А4 и предлагает условно разделить его на две части.
На одной нарисовать то, что участник дает людям, а на другой-что получает от них.
Обсуждение рисунков:
- Что я чувствовал, когда работал над рисунком?
Упражнение «Комплимент»
Цель: повышение самооценки другого человека, осознания своих положительных черт. Ведущий бросает ребенку игрушку, при этом говорит комплимент. Комплимент-это любезное выражение с похвалой. Итак, вспомните лучшие черты своих одноклассников и, обращаясь к каждому по имени, скажите комплимент.
Обсуждение:
- Кому было трудно сказать товарищу комплимент?
- Кому было приятно слышать хорошие слова в свой адрес?
Упражнение «Искорка добра»
Цель: создавать ощущение сплоченности группы. Психолог предлагает всем встать и взяться за руки. Далее по кругу передает искорку добра, а участники передают ее другим участникам.
Упражнение «Ваше настроение»
Участники по кругу говорят о своем настроении и выражают пожелания.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Как успешно сдать экзамен
- Что такое позитивное образование детей? Как воспитывать ребенка позитивно?
- Школьное образование: почему двоечники добиваются успеха
- Тренинг для старшеклассников: «Толерантность. Учимся понимать и уважать других»
- Психологический тренинг по культуре межличностных отношений «Я, ты, мы ...»
Более старые статьи:
- Занятия для развития внимания младших школьников «Мир внимания». Занятие 7.
- Занятия для развития внимания младших школьников «Мир внимания». Занятие 6.
- Занятия для развития внимания младших школьников «Мир внимания». Занятие 5.
- Занятия для развития внимания младших школьников «Мир внимания». Занятие 4.
- Занятия для развития внимания младших школьников «Мир внимания». Занятие 3.