Тренинг для школьников 10-11 классов: «Толерантность-ценностная составляющая личности»
Цель: учить учеников проявлять толерантность к мнению, взглядам, поведению других людей; определять значение толерантности в жизни людей и в обществе; развивать умение выражать собственное мнение; усваивать навыки толерантного поведения; воспитывать терпимое отношение к другим.
Ожидаемые результаты:
- ученики смогут толковать значение ключевых терминов: вежливость, доброта, уважение, человечность, толерантность;
- ученики смогут рассказывать, почему терпимость является условием сохранения мира;
- ученики смогут достигать компромисса в конфликтных ситуациях.
Форма проведения: беседа-тренинг.
Время - 45 мин. Возрастные категории - 16-17 лет
1. Игра «Фигуры»
Условие: все указания выполняются сразу, без дополнительных объяснений. Ученикам предлагается придерживаться одинаковых инструкций, работая с одинаковыми листами бумаги. Разделить лист на 4 части, срезать верхний правый угол, составить фигуру пополам, закруглить ножницами острый угол, составить фигуру пополам, отрезать прямой угол, развернуть лист, рассмотреть полученную фигуру. С чем она ассоциируется? Почему полученные фигуры отличаются, все же выполняли одинаковые действия?
Учитель. Фигуры, полученные в результате упражнения, получились разными, ибо все мы разные. Каждое произнесенное слово по-разному воспринимается и пробуждает в нас различные эмоции и реакции. От того, что фигуры неодинаковые, общая картина только выиграет - она становится более разнообразной. Так же различаются люди - внешностью (раса, кожа, пол, возраст, фигура и т.д.) и внутренним миром (характер, мировоззрение, вера, политические взгляды, культура, образование и т.д.). Доброта, вежливость, человечность, как и другие качества, более или менее присущи каждому человеку. Различия, которые существуют между людьми, является предметом личностного обогащения каждого из нас. Качество общества зависит от того, как уживаются друг с другом люди, которые его составляют, от того, насколько они воспринимают друг друга, учатся друг у друга и поддерживают друг друга ради общей цели
- непрерывного улучшения материального и морального комфорта каждого.
2. Мини-лекция «Толерантность, что это?»
Учитель. Понятие толерантность является синонимом слова терпимость, именно так оно звучит на латинском. Толерантность людей является важнейшей условием мира и согласия в семье, коллективе и обществе. Ведь социальные взаимоотношения постоянно меняются, порождая то гармонию, то предпочтение. У разных людей - разные взгляды на жизнь, труд, любовь и т.д. Всегда ли мы уважаем мнения, взгляды других? Как надо уважать других? Надо стремиться, чтобы другой человек воспринимал ваши взгляды?
В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, что невозможно без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности.
Отсутствие самоконтроля, понимания другого, презрение, подозрительность, недоверие, эгоизм, эмоциональная неуравновешенность-порождают конфликты и напряженность, лишают пространство межличностных отношений чувство защищенности и безопасности.
Толерантность включает не только уважение к другим и признание равенства прав, но и отказ от принудительного и подавляющего доминирования.
Учитель. Объясните высказывания выдающихся людей о толерантности (работа в группах)
- Достоинство человека заключается в том, чтобы любить тех, кто его обижает. (Марк Аврелий)
- Нам нужны реформы, а не революции. Нам нужно толерантное общество. (А.Сахаров)
Учитель. Следовательно, толерантность - это искусство жить в мире непохожих людей и идей.
3.Работа в парах.
Ученикам раздаются листы с перечнем таких признаков толерантности:
Терпимость
Участливость
Понимание другого
Душевность
Ученики определяют, в какой степени каждый из показателей присущ их коллективу, оценивая индикаторы по следующей шкале: 1 балл (нет, никогда), 2 балла (редко), 3 балла (часто), 4 балла (постоянно). Учитель подсчитывает сумму баллов и определяет «температуру» толерантности, предлагает учащимся разработать пути преодоления, чтобы коллектив стал толерантным и средой, комфортабельной для всех.
Учитель. Формированию толерантности способствуют:
- знания;
- открытость;
- общение;
- свобода мысли, совести и убеждений.
Учитель. В коллективе толерантность состоит из способности каждого быть толерантным. Определим в чем мы похожи.
4. Упражнение «Чем мы похожи?»
Участники садятся по кругу. Учитель выбирает среди учеников одного с какой-то реальной или мнимой схожестью со своими чертами и приглашает его в центр круга. Выбранный обращается к кому-либо из участников таким же образом. Но по другим факторам. Так продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
5. Упражнение «Комплименты»
Учитель предлагает участникам говорить друг другу комплименты, бросая при этом мяч: один бросает мяч другому и говорит ему комплимент, другой, поймав мяч, бросает его тому, кому он хочет сказать комплимент, и так далее.
6. Упражнение «Я так думаю»
Учитель. Как вы думаете: чувство юмора и способность посмеяться над своими слабыми сторонами присущи толерантному человеку?
(Заслушиваются мнения учеников)
Учитель. Толерантный человек знает и оценивает себя. Его доброе отношение к себе сосуществует с позитивным и доброжелательным отношением к другим.
7. Упражнение «Продолжи предложение»
Учитель. Следовательно, толерантность - это...
Образцы ответов: искусство жить в мире непохожих людей и идей; уступчивость; активная позиция, вызванная признанием прав и свобод человечества; борьба за сохранение мира
8. Беседа с учащимися
Учитель. Я вас приглашаю к общению и взаимодействию. Предлагаю вам ознакомиться с правилами и секретами эффективного общения:
- говори так, чтобы тебя услышали;
- слушай так, чтобы понять о чем идет речь;
- создавай условия для того, чтобы ситуация вокруг процесса общения способствовала коммуникации;
- выражай свои чувства, не унижая другого человека.
Вопрос:
Что было бы, если бы все люди думали одинаково? Насколько важным и актуальным является воспитание чувства толерантности в нашем обществе?
Могут ли различия между людьми стать причиной насилия и жестокости?
Из приведенных проблем определите ту, что, по вашему мнению, является самой главной и влечет порождение зла и насилия: социальные различия, возраст, разные взгляды, религия, внешность, национальность, расовая принадлежность, родители и дети.
Что нужно сделать, чтобы достичь мира в обществе?
Какими качествами должна обладать личность, которая стремится быть толерантной?
Заключительная часть
Учитель. Для того, чтобы достичь успеха в собственной жизни, не нужно тратить силы на конфликты, «бытовые войны», каждому целесообразно сформировать в себе толерантность как черту характера. Для этого необходимо:
- быть готовыми к тому, что все люди разные - не лучшие и худшие, а просто разные;
- научиться воспринимать людей такими, какими они есть, не пытаясь изменить в них то, что нам не нравится;
- ценить в каждом человеке личность и уважать ее мысли, чувства, убеждения независимо от того, совпадают ли они с нашими;
- хранить «собственное лицо», найти себя и при любых обстоятельствах оставаться самим собой.
Учитель. У нас есть цветок «толерантности», но он без лепестков. Соберите лепестки толерантности -
черты и синонимы толерантности (мудрость, чуткость, доброжелательность, ответственность, терпимость, взаимоуважение, объективность, неравнодушие...). (Ученики делают надписи и прикрепляют лепестки.)
Учитель. Благодарю за сотрудничество. Желаю вам взаимопонимания и взаимоуважения, мира и согласия.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Как успешно сдать экзамен
- Что такое позитивное образование детей? Как воспитывать ребенка позитивно?
- Школьное образование: почему двоечники добиваются успеха
- Тренинг для старшеклассников: «Толерантность. Учимся понимать и уважать других»
- Психологический тренинг по культуре межличностных отношений «Я, ты, мы ...»