Тренинговое занятие для подростков «Творческие способности и пути их развития»
Цель тренинга: обеспечение продуктивного, психического и личностного развития одаренного ребенка, необходимого для творческой самореализации, формирование коммуникативных, организаторских умений и лидерских черт
Оборудование: ватмана, стикеры, фломастеры, бумага.
Ход занятия
Упражнение 1 . Знакомство. «Я такой, как я хочу» (5 мин)
Цель: развитие коммуникативных навыков, осознание своих положительных и отрицательных качеств.
Ход упражнения
Участники по очереди называют свое имя. Проговаривают выражение: «Я такой, как я хочу...» и завершают предложения, указывая свои личностные качества.
Упражнение 2. Правила работы в группе. (2 мин)
1. Соблюдать регламент.
2. Говорить по теме и от своего имени.
3. Слушать и слышать.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать принцип конфиденциальности.
6. Быть активными.
7. Не критиковать: каждый имеет право на собственное мнение.
8. Говорить по очереди.
Упражнение 3. «Шкатулка ожиданий» (5 мин)
Ход упражнения
Каждый участник записывает свои ожидания на стикерах и вкладывает в «Ящик ожиданий». (по желанию озвучивают)
Упражнение 4 . «Рисуем сказку» (15 мин)
Цель: развивать умение творческого воображения, интуиции и сотрудничества.
Ход упражнения
Участников объединяем в две группы (по цветам). Каждая группа получает лист ватмана. Задача: участникам поочередно предлагается нарисовать какой-нибудь предмет (яблочко, солнышко, дом, человека ) рисунки должны размещаться друг за другом. Группы обмениваются плакатами. Предлагается придумать небольшую сказку - историю по рисункам. В сказке не пропускать ни одного рисунка. Представители от группы озвучивают сказку.
Рефлексия: Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?
Что вы взяли для себя из этого упражнения?
Упражнение 5 . «Синтез мыслей» и «Дерево решений» (20 мин)
Цель: научить систематизировать свои творческие идеи, формировать умение находить соответствующие решения
Ход упражнения
Участники объединяются в четыре группы.
Задача 1. Записать три фактора и передать письмо другой команде:
- которые помогают в процессе творчества;
- которые препятствуют процессу творчества
Задача 2. Выбрать три важнейших фактора, которые способствуют процессу творчества и тормозят его.
Задача 3. Каждый участник группы на стикерах прописывает методы решения тормозящих факторов и прикрепляют на «Дереве решений».
Рефлексия: Что вы взяли для себя во время проведения упражнения?
Упражнение 6 . Разминка. «Слон. Охотник. Жираф» (5мин)
Цель: активизировать участников группы, создать приятную атмосферу.
Ход упражнения
Участники стоят в кругу. Ведущий указывает на одного из участников, который должен вместе со своими соседями справа и слева показать названное животное. Если кто-то из тройки ошибается, то становится на место ведущего.
Рефлексия: Что вы чувствовали во время проведения упражнения?
Упражнение 7. «Перспектива» (30 мин)
Цель: формировать положительное отношение к переменам, научить творчески решать проблемы
Ход упражнения
Сегодня мы с вами отправимся в будущее. Представьте себе, что вы уже закончили 11 класс, а впереди - перспектива обучения в высшем учебном учреждении и интересная жизнь. Но готовы ли вы к этому? Чего вы хотите достичь, приобретая высшее образование, устраиваясь на работу ...
На стенах нашей комнаты есть плакаты, на каждом из которых написана цель жизни человека. Подойдите пожалуйста, к той цели, которая соответствует вашему представлению. (участники выбирают).
Таким образом, у нас образовалось несколько групп.
У каждого человека есть определенные жизненные задачи - то, чего хотелось бы достичь в первую очередь, то ради чего стоит жить.
Для группы 1 (желтый) - важно становление молодого человека, как профессионала любящего творчество
Для группы 2 (красный) - возможность работать по специальности с помощью диплома и базовых знаний.
Для группы 3 (синий) - устройство личной жизни.
Для группы 4 (зеленый) - карьерный рост.
Но в жизни часто случаются непредвиденные ситуации. Представьте себе, что произошли изменения, которые нарушили ваши планы. Можно подчиниться обстоятельствам, а можно попробовать побороться за свое счастье, за свою цель.
Изменения:
Группа 1 - Предложили совсем другую работу, где лучше заработная плата.
Группа 2 - По вашей специальности по диплому нет места работы.
Группа 3 - Неудачное бракосочетание.
Группа 4 - Вы влюбились.
Вам предлагается выявить индивидуальные способности, психологическую готовность к преодолению препятствий.
Обращаясь к участникам первой группы, продолжите предложение:
1. Сильнейший тот, кто имеет власть над... (собой). (Избирается 1 участник).
2. Берегите время - это ткань, из которой соткана наша .... (жизнь ). (Выбирается 2 участник ).
3. Все победы начинаются с победы над самим ... ( собой). ( Выбирается 3 участник).
4. Правильной и прочной лестницей можно кого угодно вывести на любую - .... ( высоту). (Выбирается 4 участник).
Вам предлагается в своих группах самостоятельно выполнить задание
Участник садится на «горячий стул» и проговаривает и записывает свои ощущения в данной ситуации. А группа проговаривает и записывает:
- Как можно проявлять творчество, отстаивать цель;
- Какие положительные стороны имеют изменения в жизни человека .
Участники работают в группах. Далее поочередно каждая группа делится впечатлениями от выполненного упражнения.
Вывод: проблему не всегда можно решить здесь и сейчас, но всегда можно изменить свое видение к проблеме, отпустить ее . В этом случае наступает облегчение, происходит улучшение эмоционального состояния человека.
Счастливый человек имеет много проблем и еще больше решений этих проблем, а несчастный - три проблемы и одно решение.
Рефлексия: Что вы чувствовали во время упражнения? Что вам дало это упражнение?
Упражнение 8 «Мое воображение» (5 мин)
Цель: активизировать участников группы, изменить вид деятельности, способствовать творческому воображению участников.
Ход упражнения
Закройте глаза и представьте себе:
- Что вы взяли в руки кусочек льда;
- Вы летаете между облаками;
- Вы держите в руках и вдыхайте аромат букета;
- Вы гладите пушистого котенка;
- Вы едите вкусное яблоко;
Рефлексия: опишите ваши ощущения.
Упражнение 9 «Только от меня зависит» (5 мин)
Участники по кругу продолжают предложение.
Итог тренинга: (10 мин)
Наш тренинг завершился и мы хотим услышать оправдались ли ваши ожидания. Напишите на стикерах, что вы увидели, почувствовали, изменили и бросьте ответ в ящик.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Как успешно сдать экзамен
- Что такое позитивное образование детей? Как воспитывать ребенка позитивно?
- Школьное образование: почему двоечники добиваются успеха
- Тренинг для старшеклассников: «Толерантность. Учимся понимать и уважать других»
- Психологический тренинг по культуре межличностных отношений «Я, ты, мы ...»
Более старые статьи:
- Тренинговое занятие для начальной школы: «Психическое здоровье человека»
- Тренинг для школьников 10-11 классов: «Толерантность-ценностная составляющая личности»
- Психологический тренинг для учеников 4-5 класса «Мы-дети с планеты Здоровья».
- Тренинговое занятие «Человек начинается с добра».
- Тренинг для учащихся старших классов «Уроки толерантности».