Конспект урока обучения грамоте в 1 классе: «Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р»
Образовательные ресурсы: электронное приложение к учебному курсу «Обучение грамоте», презентация «Моя Родина», карточки-схемы для слого-звукового анализа
Ход урока обучения грамоте в 1 классе
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой (Слайд №2)
(Дети представляют солнышко, играют с ним в ладошках, улыбаются, настраиваются на работу.)
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка.
Едет мотоцикл. -д-р-р-р-р
Кони храпят. -х-р-р-р-р
Вороны кричат. -кар-р-р-р
Собаки рычат. -р-р-р-р-р
III. Постановка учебной задачи.
-Какой звук вы сейчас произносили во всех словах? -[р].
Дети. Будем знакомится с новым звуком и буквой [р].
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков[р], [р’],
Электронное приложение к курсу «Обучение грамоте»
На экране предметные картинки с изображением рака и ореха.
Учитель. Выполните слого-звуковой анализ слов рак и орех.
- Какой звук слышите в начале слова рак?
Дети произносят слова рак, орех, делят на слоги, вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ слов, составляют схемы на доске из карточек, чертят схемы в тетради, сравнивают составленные схемы со схемами на экране.
- Какой звук слышите в начале слова рак?
-Какой это звук-гласный или согласный?
-Согласный.
-Почему согласный?
-При произношении воздух встречает препятствие, язык дрожит.
Звук [р] звонкий или глухой?
-Звонкий. (Дети закрывают уши, произносят звук Р, в ушах звенит).
2. Игра «Назови предметы со звуком [р], [р’]»
-Какое свойство звука мы еще должны определить? -Твердость и мягкость.
Твердый или мягкий звук в слове рак?
-Твердый.
Выполните слого-звуковой анализ слова орех
-Твердый или мягкий звук в слове орех?
-Он мягкий.
Вывод: звуки[ р], [р’]-согласные, звонкие, могут быть твердыми и мягкими.
Дети называют слова с новыми звуками и определяют место в слове. Называют предметы: поросенок, крыльцо, перила, розы, трава, труба, крыша, береза, топор, ручка, рама, корзина и т.д.
3. Упражнение в определении места новых звуков [р], [р’] в названных учениками словах.
Учитель подводит детей к тому, чтобы они назвали слова родители, Родина, Россия (Слайды № 3,4,5)
Какие слова самые дорогие для каждого человека?
-Что такое Родина?
Как называется наша Родина?
Ответы детей. Родители, мама, папа, Родина.
4. Упражнения со звуками [р} , [р’]. Чистоговорки. (Слайд №7)
-Какой звук встречается во многих словах?
5. Физминутка (Слайд №7)
Когда будете делать физминутку, прислушайтесь, какой звук встречается во многих словах?
Дети проговаривают чистоговорку сначала с учителем, а потом в парах.
Дети. -Звук [р]. Звуки [ р], [ р’]
6. Знакомство с буквами Р, р. (учебник)
Учитель. Звуки [р] , [р’] на письме обозначаются буквами Р, р (эр)-показ на экране и карточке.
7.Чтение слогов на экране (хоровое). (Электронное приложение к курсу «Обучение грамоте»)
Дети. Находят букву Р на ленте букв. Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении.
8. Чтение слов в столбиках (Учебник)
Учитель Прочитайте слова. В какой части стоит новая буква?
Дети читают хором:
ра-ар
ро-ор
ру-ур
ры-ыр
ри-ир
Дети читают слова, указывают в каком месте в слове стоит буква Р, определяют количество слогов.
Что показывает сплошная вертикальная черта? Сплошная вертикальная черта показывает границу слога.
V. Первичное закрепление.
1. Работа с текстом «Кактус» (учебник)
Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
Работа по вопросам:
-Что растет у Иры?
-Что сделала Ира?
-Что случилось?
-Почему рассказ называется «Кактус»?
-Знаете ли вы, какие растения растут у вас дома?
Как надо ухаживать за растениями?
Дети читают текст вслух. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку. Понимают смысл прочитанного. Устанавливают причинно-следственные связи. Называют знакомые комнатные растения. Рассказывают об уходе за комнатными растениями.
2. Чтение предложений на экране из электронного приложения к уроку.
Прочитайте предложения.
-Чем отличаются последние слова в предложениях?
Дети читают предложения.
У Риты кролики.
У Раи ролики.
3. Физминутка для снятия зрительного утомления (Слайд № 8)
VI. Включение в систему знаний.
1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»
-Рассмотрите картинку.
-К какой сказке эта картинка?
-Кто знает эту сказку?
-Кто автор сказки?
-Кто изображен на картинке?
Дети составляют рассказ по картинке.
Чтение отрывка из сказки учителем.
- Что дальше произошло в сказке?
Что волшебного в этой сказке?
-Сколько желаний выполнила рыбка? (4)
-Почему не выполнила последнее желание старухи?
2. Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание с.64
Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».
Читают хорошо читающие дети. Находят слова с буквой Р.
VII. Рефлексия.
-Если у вас все получилось, то покажите мне зеленый фонарик, если было трудно, то красный.
VIII. Итог. Домашнее задание (Слайд №9)
Скачать презентацию к уроку обучения грамоте в 1 классе: «Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р»
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок окружающего мира в 3 классе: «Как человек научился летать»
- Урок русского языка в 3 классе: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»
- Открытый урок по математике в 1 классе: «Название чисел при сложении»
- Конспект урока математики в 1 классе: «Число 9. Цифра 9»
- Урок математики в 4 классе: «Решение задач. Повторение и закрепление»
Более старые статьи:
- Конспект урока литературного чтения во 2 классе: И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»
- Конспект урока по русскому языку в 4 классе: «Имя числительное»
- Конспект урока русского языка в 3 классе: «Правописание в корне слов парных звонких и глухих согласных»
- Конспект урока русского языка в 4 классе: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Обобщение»
- Конспект урока по литературному чтению во 2 классе: «И. С. Соколов – Микитов «Зима в лесу»