Конспект урока обучения грамоте в 1 классе: «Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р»

(2 голоса, среднее 4.50 из 5)

Образовательные ресурсы: электронное приложение к учебному курсу «Обучение грамоте», презентация «Моя Родина», карточки-схемы для слого-звукового анализа

Ход урока обучения грамоте  в 1 классе

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой (Слайд №2)

(Дети представляют солнышко, играют с ним в ладошках, улыбаются, настраиваются на работу.)

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка.

Едет мотоцикл.     -д-р-р-р-р

Кони храпят.          -х-р-р-р-р

Вороны кричат.    -кар-р-р-р

Собаки рычат.        -р-р-р-р-р

III. Постановка учебной задачи.

-Какой звук вы сейчас произносили во всех словах? -[р].

Дети. Будем знакомится с новым звуком  и буквой [р].

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков[р],  [р’],

Электронное приложение к курсу «Обучение грамоте»

На экране предметные картинки с изображением  рака и  ореха.

Учитель. Выполните слого-звуковой анализ слов  рак и орех.

- Какой звук слышите в  начале слова рак?

Дети произносят слова рак, орех, делят на слоги, вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ слов, составляют схемы на доске из карточек, чертят схемы в тетради, сравнивают составленные схемы со схемами  на экране.

- Какой звук слышите в  начале слова рак?

-Какой это звук-гласный или согласный?

-Согласный.

-Почему согласный?

-При произношении воздух встречает препятствие, язык дрожит.

Звук [р] звонкий или глухой?

-Звонкий. (Дети закрывают уши, произносят звук Р, в ушах звенит).

2. Игра «Назови предметы со звуком [р], [р’]»

-Какое свойство звука мы еще должны определить? -Твердость и мягкость.

Твердый или мягкий звук в слове  рак?

-Твердый.

Выполните слого-звуковой анализ слова  орех

-Твердый или мягкий звук в слове орех?

-Он мягкий.

Вывод: звуки[ р], [р’]-согласные, звонкие, могут быть твердыми и мягкими.

Дети называют слова с новыми звуками и определяют место в слове. Называют предметы: поросенок, крыльцо, перила, розы, трава, труба, крыша, береза, топор, ручка, рама, корзина и т.д.

3. Упражнение в определении места новых звуков [р], [р’] в названных учениками словах.

Учитель подводит детей к тому, чтобы они назвали слова  родители, Родина, Россия (Слайды № 3,4,5)

Какие слова самые дорогие для каждого человека?

-Что такое Родина?

Как называется наша Родина?

Ответы детей. Родители, мама, папа, Родина.

4. Упражнения со звуками  [р} , [р’]. Чистоговорки. (Слайд №7)

-Какой звук встречается во многих словах?

5. Физминутка (Слайд №7)

Когда будете делать физминутку, прислушайтесь, какой звук встречается во многих словах?

Дети проговаривают  чистоговорку сначала с учителем, а потом в парах.

Дети. -Звук [р]. Звуки [ р],  [  р’]

6. Знакомство с буквами Р, р. (учебник)

Учитель. Звуки [р] , [р’] на письме обозначаются буквами Р, р (эр)-показ на экране и карточке.

7.Чтение слогов на экране (хоровое). (Электронное приложение к курсу «Обучение грамоте»)

Дети. Находят букву Р на ленте букв. Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении.

8. Чтение слов в столбиках (Учебник)

Учитель Прочитайте слова. В какой  части стоит новая буква?

Дети читают хором:

ра-ар

ро-ор

ру-ур

ры-ыр

ри-ир

Дети читают слова, указывают в каком месте в слове стоит буква Р, определяют количество слогов.

Что показывает сплошная вертикальная черта? Сплошная вертикальная черта показывает границу слога.

V. Первичное закрепление.

1.  Работа с текстом «Кактус» (учебник)

Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

Работа по вопросам:

-Что растет у Иры?

-Что сделала Ира?

-Что случилось?

-Почему рассказ называется «Кактус»?

-Знаете ли вы, какие растения растут у вас дома?

Как надо ухаживать за растениями?

Дети читают текст вслух. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку. Понимают смысл прочитанного. Устанавливают причинно-следственные связи. Называют знакомые комнатные растения. Рассказывают об уходе за комнатными растениями.

2. Чтение предложений на экране из электронного приложения к уроку.

Прочитайте предложения.

-Чем отличаются последние слова в предложениях?

Дети читают предложения.

У Риты кролики.

У Раи ролики.

3. Физминутка для снятия зрительного утомления  (Слайд № 8)

VI. Включение в систему знаний.

1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»

-Рассмотрите картинку.

-К какой сказке эта картинка?

-Кто знает эту сказку?

-Кто автор сказки?

-Кто изображен на картинке?

Дети составляют рассказ по картинке.

Чтение отрывка из сказки учителем.

- Что дальше произошло в сказке?

Что волшебного в этой сказке?

-Сколько желаний выполнила рыбка? (4)

-Почему не выполнила последнее желание старухи?

2. Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание с.64

Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина  «О рыбаке и рыбке».

Читают хорошо читающие дети. Находят слова с буквой Р.

VII. Рефлексия.

-Если  у вас все получилось, то покажите мне зеленый фонарик, если было трудно, то красный.

VIII. Итог. Домашнее задание (Слайд №9)

Скачать презентацию к уроку обучения грамоте  в 1 классе: «Согласные звуки  [р], [р’], буквы Р, р»