Конспект урока биологии в 5 классе: «Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности»

(8 голоса, среднее 4.13 из 5)

Познавательные умения:

—различать строение прокариотических клеток, бактерии;

— обосновывать  знания о зависимости способов размножения бактерий от  условий обитания;

— определять участников круговорота  азота  в природе и обосновывать своё мнение;

— находить  экологическую нишу бактерий в природном сообществе

Средства обучения: презентация, учебник, таблица «Строение бактерий», микроскоп, настой гнилостной палочки для демонстрации

Ход урока

1. Мотивация

Какие живые организмы можно назвать самыми древними на Земле?  Появились они более 3.8 миллиардов лет назад. Учёные нашли их в осадочных горных породах, в образованиях-строматолитах. Сейчас эти организмы обитают в горячих источниках при t=+100ºС. Попробуйте  на слайде найти   удивительный организм. Как вы думаете,  как должен выглядеть данный организм?

И зовут их архебактерии. Относят их к большой группе живых организмов-бактериям. Ребята, что вы знаете о бактериях? Почему они могут жить в сложнейших условия?    Ответ на вопрос: простое строение. Одна клетка с защитной оболочкой.

Выбирают  на слайде объект изучения.

Ответы учащихся из жизненного опыта.

Слайд презентации: фотографии животного, растения, гриба, бактерии. 1-2

2. Актуализация субъективного опыта

Ответить на данные вопросы  нам поможет сегодняшний урок.  Ребята,  подумайте и сформулируйте тему  нашего урока.

Тема урока: Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности.

Что вам важно знать  о бактериях?

Учащиеся называют:

Строение, развитие, размножение, распространение, условия обитания, значение.

На слайде тема урока: Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности  и план урока

1.Строение бактерий и их форма

2. Распространение и местообитание.

3. Размножение бактерий.

4. Роль бактерий в  природе и жизни человека.

Составьте план  вашей работы на уроке, порядок добычи знаний по теме. Предлагаю вам сегодня работать в паре, в группе и индивидуально.

Перед вами находятся индивидуальные карты урока, где записаны задания каждого этапа урока, проверочные вопросы. Задания выполняете в рабочей тетради.  Свою работу вы оцениваете по нескольким параметрам: работа в группе, работа в паре, индивидуальная работа, ответы  у доски или с места, проверка знаний по теме. По итогам своей работы вы оцениваете себя, выводя средний балл  в рабочей тетради.

3. Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Задача1. К какому царству относятся бактерии.

Работа по вариантам в парах, рассмотрите рисунки бактерий и соответствующих по заданию организмов и ответьте на вопросы

1 ряд. Ответь на вопрос Можно ли бактерии отнести в царство грибов?

2.ряд. Ответь на вопрос Можно ли бактерии отнести в царство растений?

3ряд. Ответь на вопрос Можно ли бактерии отнести к  царству животных?

Какой вывод вы можете сделать?

Ответы

Задача 1. Работа в парах.

Учащиеся получают картинки, анализируют их внешний вид, сравнивают, делают выводы. Отвечают по цепочке, начиная с первой парты. Последующие парты не повторяют ответ предыдущих выступающих.

1. Грибы многоклеточные, имеют окраску, не подвижны  в отличие от бактерий.

2. В сравнении с растениями бактерии не зелёные, не многоклеточные.

3. В сравнении с животными бактерии очень примитивные, нет окраски, не передвигаются как животные.

Вывод: Бактрии относят к царству Бактерии, по внешним признакам микроскопические,  одноклеточные.

Ребята, можно ли только по внешнему признаку характеризовать организмы?

Вывод: одного внешнего описания организма не достаточно для характеристики живого организма

Задача 2. Используя рисунок и текст учебника, узнайте о строении бактериальной клетки. Что её отличает от клеток растений, животных и грибов? Зарисуйте схему клетки, обозначьте её органоиды.

Ответы

Задача 2.

Внутреннее строение бактерий.

Индивидуальная работа

Учащиеся индивидуально работают  в рабочих тетрадях.

Желающие у доски по цепочке участвуют в построении (рисовании) схемы  бактерии, обозначая органоиды ученики рассказывают каково их значение.

Вспомните, какое значение имеет ядро в клетке? Все клетки, которые имеют ядро называются эукариотическими. А  безъядерные клетки называют прокариотическими клетками. Ребята сделайте вывод--- к какой группе следует отнести  бактерий?

Ядро  отвечает за наследственную информацию. Отличие от других клеток в том, что у бактерий нет ядра. Бактерии – прокариотические клетки, наследственная информация представлена   нуклеотидом.

Учитель (или учащийся, получивший домашнее задание  по данной теме) дополняет характеристику органоидов бактериальной клетки: Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули». Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.  Из обязательных клеточных структур выделяют три: нуклеоид, рибосомы, цитоплазматическая мембрана (ЦПМ). С внешней стороны от ЦПМ находятся несколько слоёв (клеточная стенка, капсула, слизистый чехол), называемых клеточной оболочкой, а также поверхностные структуры (жгутики, ворсинки). Нуклеоид представлен одноцепочечной ДНК—это  органическое вещество, которое хранит наследственную информацию),  в развёрнутом состоянии имеет длину более 1 мм. Для подготовленного класса: Бактериальная хромосома представлена обычно в единственном экземпляре, то есть практически все прокариоты гаплоидны.

Как  вы думаете,  можно ли  увидеть все органоиды клетки, используя световой микроскоп?

Учащиеся  делятся своим  мнением.

Задача 3. Предлагаю рассмотреть бактериальные клетки почвенной бактерии при увеличении в 300 раз в световом микроскопе. Размеры бактерий в среднем составляют 0,5—5 мкм. Что вы видите?

Задача 3. Учащиеся рассматривают  бактерии в демонстрационных микроскопах. Учащиеся видят много тонких маленьких прозрачных палочек.

В световой микроскоп видны бактерии плохо, их строение нужно рассматривать при большем увеличении.

Какую форму имеют почвенные бактерии?

Почвенные бактерии в форме палочек.

Бывают ли у бактерий другие формы. Рассмотрите рисунок 23 в учебнике на стр.45.

Используя слайд презентации учитель знакомит с  представителями бактерий, указывая на их форму.

Учащиеся ознакомились с формами бактерий, назвали эти формы.

Записывают в тетрадь представителей и их формы.

Работа в группах.

1. Группа  работает над задачей №4

Задача 4. Где могут обитать бактерии? В каких условиях они живут? Кто такие анаэробы, аэробы, если  приставка ана-  означает отрицание,  корень слова  аэроб- греческие слова – аэр-воздух,  биос--жизнь.

Текст учебника стр 44-45  поможет расширить вам знания о распространении бактерий и условиях обитания.

Задача 4.  Учащиеся называют места обитания бактерий.

1. Знакомятся с информацией о распространении

2. Знакомится с информацией об условиях жизни, об образовании  спор. Затем учащиеся делятся информацией.

Походу их рассказов, записываются определения основных понятий.

2. Группа работает над задачей №5

Задача 5. Бактерии  напоминают кощея бессмертного, как вы думаете, почему? Как размножаются бактерии?

Бактерии размножаются половым, но чаще бесполым способом. Бесполое размножение  происходит простым бинарным поперечным делением, т.е. почкованием. Посмотрите рис 25. Стр.47.

Как вы думаете,  какое имеет значение бесполое размножение для существования бактерий? Почему при таком быстром размножении бактерии не покрывают всю планету?

Задача 5.

Бесполое размножение даёт быстрое и многократное  увеличение особей.

Бактерии могут погибнуть от изменения условий существования или они могут достаться кому-то в пищу.

3.Группа работает над задачей №6

Задача 6.  Чем питаются бактерии? Найдите информацию  на стр.45 учебника и составьте схему:

Способы питания бактерий. Учитель дополняет схему  понятиями: автотрофы, хемотрофы, сапрофиты, паразиты в инструктивной карте урока.

Учащиеся записывают понятия в тетрадь.

Бактерии  называют организмами планетарного  значения. Как вы думаете почему?

Задача 8.  Какое значение имеют бактерии в природе? Какое значение имеют бактерии в круговороте веществ?  Рассмотрите  фото на слайдах,  определите роль бактерий в природе.

Рассказ учителя о  клубеньковых бактериях. рис.24. стр 46., учащимся демонстрируется влажный препарат корня бобового растения. Азотофиксирующие бактерии обогащают почву растворимыми азотными соединениями.

Существуют ли ещё бактерии, которые могут помогать людям?

В нашем организме живут  бактерии  (в кишечнике полезные бактерии, если их становится мало возникает дисбактериоз)

Задача 8

Парная работа. Рассказ по слайдам.

1. роль в природе:

Бактерии создают перегной в почве, путём питания органическими веществами отмерших организмов. Почвенные бактерии разлагают органические вещества перегноя до минеральных неорганических, в свою очередь эти вещества поглощает корень растения.  Бактерии, являясь санитарами природы, включены в круговорот веществ.

Паразитические бактерии являются болезнетворными.

Ребята  сделайте вывод о значении  гигиенических мероприятий по защите организма от патогенных бактерий.

Рассказ по слайдам: В хозяйственной деятельности: бактерии помогают производить кисломолочные продукты, сыр, уксус, вино, квашенные овощи. Их применяют в производстве антибиотиков, витаминов.

Рассказ по слайдам Патогенными называются бактерии, паразитирующие на других организмах.

Вывод и стерилизации и соблюдения санитарно-гигиенических правил.

4. Первичная проверка понимания

Продолжите предложение, учащимся раздаётся задание  с  одним предложением

1. Питаются органическими веществами мёртвых организмов и их выделениями - ….

2.Питаются органическими веществами живых организмов….

3.Используют энергию солнца…

4.Живут внутри других организмов и часто приносят пользу…

5.Самая древняя группа организмов…

выполняется каждым учеником в индивидуальной карте урока.

Учащиеся прочитывают предложение. Записывают пропущенные слова.

Учащиеся проверяют себя, сравнивая с  эталоном, выставляют отметки себе

5. Первичное закрепление

Задания учащиеся получают для парной работы, распределяются они  по рядам

1.Ребята составьте памятку для себя по теме как защитить себя от патогенных бактерий.

2.Представьте себе, что вы врач экспедиции, которая высадилась на незнакомую планету. Среди экипажа обнаружилось неизвестное заболевание. Что вы будете делать?

3.Объясните исследования учёных: Мы взяли три банки. В 2 банки налили сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыли крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводили в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным.

Работа в парах.

1.ряд Учащиеся составляют  парно памятки:

1. Мыть руки перед едой с мылом.

2. Продукты использовать в пищу свежими.

3.Загрязнённые поверхности, инструменты продезинфицировать.

4. Пить воду кипячёную.

5. Делать прививки от болезней.

6. Соблюдать личную гигиену.

2. ряд 1. Изоляция больных.

2. Дезинфекция помещения.

3. Профилактическая защита оставшихся здоровых людей.

4. Лабораторная проверка возбудителя заболевания.

3.ряд. Анализируя результаты опыта, мы пришли к выводу, что бактерии гниения испортили молоко, а бактерии молочно-кислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу.

6. Анализ

Подводится итог работ на уроке. Учащиеся снова обращаются к плану работы на уроке. Задание на дом:

Прочитать п.11 для пересказа, ответить на вопросы стр. 47 устно, в том числе на вопрос-почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы не возможна?

Учащиеся анализируют  свою работу на уроке согласно плану работы.

Учащиеся выставляют отметки в индивидуальных картах урока  по следующим показателям:

1.За работу в паре  на уроке.

2.За индивидуальную работу.

3.За работу в группе.

4.За проверочную работу.

Тетради сдают учителю.

7. Рефлексия

Коллективный рассказ: каждая пара учащихся по цепочке  составляет одно предложение, завершая любую  из следующих фраз:

Меня  сегодня удивило …

Знания о бактериях важны, потому что…

Эти знания  я  могу  использовать в ….

Мне хотелось бы посоветовать своему товарищу по парте…

Высказывания учащихся.

Скачать презентацию урока биологии в 5 классе: «Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности»