Конспект урока биологии в 8 классе: «Строение и функции мочевыделительной системы».
План урока
Оргмомент.
Повторение и обобщение пройденного материала к выходу на тему урока.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Домашнее задание.
Ход урока.
Учитель: тема «Выделение» продолжает тему «Обмен веществ» (Фронтальный опрос)
Вопрос: В чем сущность обмена веществ?
Предполагаемый ответ: Обмен веществ – это когда из внешней среды в организм поступают вещества, там перерабатываются и ненужные продукты обмена удаляются из организма.
Обмен веществ между организмом и окружающей средой включает 3 непрерывных и взаимосвязанных этапа.
(ученики выходят к доске записывают каждый этап)
(Продолжение фронтального опроса)
Назовите органы участвующие в выделении продуктов распада?
Какой из них по вашему мнению играет главную роль в процессе выделения?
Что такое гомеостаз?
Учитель: Тема нашего урока «Строение и функции мочевыделительной системы» (1 слайд презентации).
Учитель: Но, прежде чем приступить к изучению данной темы прочитаем стихотворение по четверостишьям и подчеркнем в нем какие понятия, термины, процессы вам не знакомы?
Они как два больших боба
На связках закрепились
У позвоночного столба
Уютно разместилась.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы
Канальцы и клубочки
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм
А что он удаляет.
Предполагаемые ответы учащихся:
Как почки фильтруют кровь?
Что такое нефрон? Какое он имеет строение?
Какие вещества удаляются через почки?
(Презентация слайд 2,3,4)
Рассказ учителя о строении мочевыделительной системы:
Внешнее строение мочевыделительной системы;
Внутреннее строение почки;
Строение нефрона.
(Анимация мочеобразования)
Первичная моча;
Вторичная моча.
Самостоятельная работа учащихся в тетради, заполнение таблицы
Вещество |
Первичная моча |
Вторичная моча |
Мочевина |
0,03 |
2,0 |
Мочевая кислота |
0,004 |
0,05 |
Белок |
0,1 – 0,15 |
0% |
Сахар |
7,8 – 8,0 |
0% |
(Фронтальный опрос)
(Запись в тетради учеников после беседы)
Прохождение мочи
Капсула нефрона
Канальца нефрона
Собирательные трубочки
Почечные чашки
Почечные лоханки
Мочеточники
Мочевой пузырь
Учитель: Регуляция мочеиспускания, процесс рефлекторный.
Центры рефлекса непроизвольного мочеиспускания находятся в крестцовом отделе спинного мозга. Непроизвольное мочеиспускание характерно для детей до 3-х лет. С возрастом оно становится произвольным и контролируется корой больших полушарий.
Задание классу: Самостоятельно в тетрадях нарисовать схему рефлекторной дуги мочеиспускательного рефлекса.
Учитель: Вернемся к стихотворению и ответим на те вопросы, которые были поставлены в начале урока (коллективное обсуждение вопросов).
Обобщение нового материала (тренажер диск «Сфера 8 класс»)
Домашнее задание.
Ученику подготовить презентацию: «Предупреждение заболеваний почек».