Урок биологии в 6 классе: «Царство Грибы»
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с Царством Грибы.
2. Выявить черты присущие этому классу.
3. Выяснить строение шляпочных и плесневых грибов (в ходе лабораторной работы).
4. Научить определять и отличать съедобные и несъедобные грибы.
5. Доказать важность этого царства в природе и жизни человека.
Оборудование: микроскопы, плесневой гриб Мукор.
Ход урока биологии в 6 классе.
1.Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему, название которой вы сможете сами сказать, отгадав мою загадку.
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (Гриб)
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с Царством Грибы. Записываем число и новую тему.
- Царство грибов – одна из самых больших и процветающих групп организмов. К нему относятся около 100 000 известных видов. (Показ слайдов)
2. Работа с учебником.
- Ребята, откройте учебник на стр. ____, и, прочитав начало параграфа, назовите науку, которая изучает Царство Грибы.
- Микология – наука, изучающая Царство Грибы.
- Почему грибы называют эукариотами? (Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько))
- Грибы – это ни растения, ни животные, но у них есть черты, которые присущи и тем и другим представителям.
- Найдите в учебнике черты растений, присущие грибам
а) они неподвижны;
б) растут верхушечной частью;
в) имеют прочные клеточные стенки;
г) синтезируют витамины и гормоны;
д) дышат кислородом;
е) часто осуществляют вегетативное размножение;
ж) у некоторых водорослей много ядер;
- Сходство грибов с животными.
Признаки животных:
а) гетеротрофы (не имеют хлорофилла), питаются готовыми органическими веществами.
б) в клеточных стенках есть хитин;
в) углеводы запасаются в виде гликогена;
г) способны образовывать мочевину.
Признаки грибов:
А) вегетативное тело – грибница (мицелий) и гифы (тонкие ветвящиеся трубчатые нити), которые образуют плотное переплетение – ложную ткань из которой образованы сама грибница и плодовое тело, в котором образуются споры.
Размножение:
- бесполое (участками мицелия и спорами);
- половым путём.
Питание грибов.
- готовые органические питательные вещества;
- минеральные соли;
- витамины.
Грибы поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела.
По типу питания грибы похожи на бактерии. Они могут быть сапротрофами, паразитами, симбионтами, хищниками.
Многообразие и значение грибов.
Грибы бывают многоклеточными:
- шляпочные:
1. имеют шляпку и ножку – плодовое тело сложено из мицелия, который долго живёт. На нижней поверхности шляпки есть толстый слой из узких трубочек – это трубчатые грибы. А из тонких пластинок – пластинчатые грибы.
2. Съедобные и несъедобные.
Съедобные:
а) почвенные сапротрофы – шампиньоны;
б) сапротрофы на мёртвой древесине – опёнки и вешенки;
в) симбионты (сожители) деревьев – подберёзовик, подосиновик, белый гриб, трюфель, маслята, рыжики, грузди, волнушки. Они образуют грибокорень – микоризу
Микориза – симбиоз (сожительство) мицелия гриба с корнями растения.
Несъедобные:
а) Самая ядовитая – бледная поганка или белая поганка (вонючий мухомор). Отравление вызывает быструю смерть человека (таблица).
б) Опасен для человека – мухомор – красный, королевский и серый.
в) Некоторые ядовитые грибы внешне похожи на съедобные – ложноопёнок серо – жёлтый, ложные лисички.
г) Ядовитыми становятся и старые плодовые тела съедобных грибов.
е) Отравиться можно и грибами, собранными в загрязнённых местах, у дорог.
ё) Собирать грибы нужно только те, которые знаешь!!!
Послушайте стихотворение.
- хищные – зоопагалы и минилиалы
- паразиты:
а) трутовик – долго живёт плодовое тело на деревьях;
б) головня, спорынья и ржавчинные на растениях – злаках;
фитофтора – картофель и помидоры.
Грибы бывают одноклеточными:
- дрожжи (эукариоты), которые питаются гетеротрофно. Клетки почкуются и делятся, образуя колонию. Они быстро растут, осуществляют процесс – спиртовое брожение, которое используется в хлебопечении и виноделии, производстве витаминов.
- Плесневые грибы:
а) мукор (плесень на хлебе - белый пушок с разветвлённым мгногоядерным мицелием без поперечных стенок и спорангиеносцев – ножки с чёрной головкой, в которой тысячи спор);
б) пеницилл (важный в медицине, в присутствии которой погибают болезнетворные бактерии. Создано лекарство – пенициллин – антибиотик.
3. Теперь выполним лабораторную работу на стр. _____.
4. Подведение итога урока.
1. Какое царство мы сегодня изучали?
2. В чём особенность строения шляпочных грибов?
3. Какие шляпочные грибы вы видели в лесу?
4. Приходилось ли вам видеть плесневые грибы?
5. Почему о грибах говорят: «Это не растение, не животное, но и, то и другое»?
5. Рефлексия.
И в заключение мне бы хотелось услышать от вас. Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось и не понравилось? С каким настроением вы уходите с урока?
6. Выставление оценок за работу на уроке и после проверки лабораторной работы.