Урок биологии в 6 классе: «Размножение и рост клеток»

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Ц е л ь  урока:

образовательная – закрепить и расширить представления о строении клетки и на этой основе развить понятие  о свойствах клетки – размножение и рост;

развивающая – организовывать ситуации для развития умений анализировать и устанавливать причинно-следственную зависимость между строением клетки и процессами в ней происходящими;

воспитательная – создавать условия для формирования универсальных компетенций: делать выбор, ставить цели собственной деятельности, самоутвердиться в познавательных умениях, самооценивать полученные результаты, контролировать себя.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Применяемые формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Метод  обучения: частично-поисковый.

Технология: интегральная.

Оборудование и материалы: кроссворд «Отлично», информационные пакеты № 1, № 2; сигнальные карточки, таблица: Деление клетки.

Ход урока по биологии в 6 классе

1 этап. Ориентировочно-мотивационный

Проверка готовности класса.

Актуализация опорных знаний.

- Доброе утро, ребята. У вас первый урок, начнём с учебной  зарядки.

Если слово обозначает свойство клетки, то вы поднимаете руки вперёд, если слово обозначает часть клетки, то руки разводите в стороны. Начинаем: дыхание, вакуоли, цитоплазматическая мембрана, обмен веществ, питание, пластиды, протопласт, движение цитоплазмы, хромосомы.

- Молодцы. Действия ваши были правильны.

А теперь для вас четыре задания, выбирайте по желанию:

- Разгадать кроссворд, который при правильных ответах поможет нам работать над новой темой.

- Два задания в информационных пакетах «Найди пары» (Приложение)

№1 Подобрать признаки соответствующему свойству клетки;

№2  По заданным признакам определите свойство клетки.

- Четвёртый желающий выходит ко мне проверить свои возможности в игре «Кто хочет стать миллионером?» или в школьных условиях «Кто хочет получить 10 баллов?»

- Остальные ребята работают в паре, проводят опрос друг друга по вопросам домашнего задания.

Играем. На сколько вопросов отвечает ученик, такой балл получает.

Игрок имеет право на три подсказки: пользуется сигнальными карточками

1) помощь учебника

2) помощь класса

3) замена вопроса на другой - наводящий

1. Тела всех живых организмов состоят… (из клеток)

2. Кем были обнаружены клетки? (Р.Гуком)

3. Клетки растений снаружи покрыты… (оболочкой)

4. Внутри вакуолей содержится… (клеточный сок)

5. многочисленные мелкие тельца, окрашенные в разные цвета – это… (пластиды)

6. Тельца, отвечающие за передачу наследственных признаков… (хромосомы)

7. Как  соседние клетки соединены между собой? (межклеточным веществом)

8. Клетки животных снаружи покрыты… (цитоплазматической мембраной)

9. Способность цитоплазматической мембраны пропускать одни вещества и задерживать другие называется… (полупроницаемость)

10. Питательные вещества клетки накапливаются в запасное вещество, которое называется… (гликоген)

Оценка выполнения индивидуальных заданий.

- Правильно разгадан кроссворд «Отлично», получаешь отметку отлично. И я хочу, что бы вы все так же отлично работали над изучением новой темы.

Самооценка работы в паре на оценочных листах.

2. Операционно-познавательный этап

1. Определяем задачи нового этапа урока.

2. Работа по конструированию знаний – объяснение по таблице «Деление клетки»

Работа с ориентировочной таблицей; работа с рисунком учебника

- При делении клетки происходят сложные изменения в ядре:

1) хорошо видны хромосомы, каждая хромосома удваивается;

2) ядерная оболочка исчезает;

3) появляются специальные нити, которые растягивают хромосомы к противоположным концам материнской клетки;

4) формируются два ядра – образуется ядерная оболочка, материнская клетка двухъядерная;

5) делится цитоплазма, формируется перегородка, появляются две одноядерные дочерние клетки.

- Сделайте в тетрадях миниконспект в форме схемы:

Размножение: а) клетки делятся; → б) из материнской клетки образуются две дочерние; → в) дочерние клетки являются копиями материнской.

Рост клеток: а) клетки увеличиваются в размерах; → б) увеличивается ядро, масса и объём цитоплазмы; → в) увеличивается количество хлоропластов.

Составление опорной схемы, работа с текстом учебника.

- А как же делятся клетки животных?

Они не имеют оболочки, то дочерние клетки образуются… найдите ответ в учебнике.

Работа с текстом стр.____

3 этап. Контрольно-оценочный этап

- Переходим к поисковому этапу урока.

- Рассмотрите в микроскоп микропрепарат деление клеток кончика корня лука. Работа с микроскопом.

- Составьте отчёт:

1) зарисуйте делящиеся клетки;

2) сделайте вывод о размножении клеток.

Рассматривают микропрепарат в микроскоп.

Сдают тетради на проверку.

4. этап. Домашнее задание

5 этап. Коррекционно-рефлексивный этап

1. Обсуждаем итоги выполнения поискового задания, делаем выводы о размножении и росте клеток.

- Какие задания вам нравилось выполнять?

- Что помогло успешно достичь целей урока?

- Я благодарю всех. Молодцы! Сегодня вы отлично справились с поставленной задачей.

Приложение к уроку

Информационный пакет № 1

Найди пары:

Свойствам клетки подобрать соответствующий признак.

1. Дыхание

2. Обмен веществ

a)Поступление веществ в клетку, их переработка;

б) Расщепление веществ под действием кислорода;

в) Выделение энергии;

г) Выделение продуктов жизнедеятельности;

д) Образование новых веществ;

е) Выделение углекислого газа и воды.

1________________________; 2____________________________

Информационный пакет № 2

Найди пары:

Свойствам клетки подобрать соответствующий признак.

1. Питание

2. Движение цитоплазмы

а) Хлоропласты медленно передвигаются вдоль оболочки;

б) Вещества поступают в клетку диффузным путём;

в) Прекращается под действием сильного охлаждения;

г) Поступают органические и неорганические вещества;

д) Переработанные вещества превращаются в новые вещества необходимые для жизни клетки;

е) Ускоряется действием света и тепла.

1________________________; 2____________________________