Конспект урока биологии в 6 классе: «Видоизменения подземных побегов»

(2 голоса, среднее 4.00 из 5)



Цель урока: продолжить изучать видоизменения побегов на примере строения и функций видоизмененных подземных побегов корневища, клубня и  луковицы.

Задачи: рассмотреть строение и функции корневища, клубня и луковицы; формировать умения различать  на таблицах, рисунках и фотографиях видоизменения побегов;

сравнивать  надземные побеги  и видоизмененные подземные побеги; продолжить формировать умения работать с текстом и рисунками  учебника, с живыми  объектами, делать выводы, объяснять.

Оборудование: таблицы «Видоизмененные побеги»; гербарии пырея, ландыша, купены,  майника; клубни картофеля, пророщенные  на свету и в темноте; раствор йода; пипетки; луковицы лука репчатого, мультимедийное оборудование.

Ход урока биологии в 6 классе: «Видоизменения подземных побегов»

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

Учитель: С чем  мы знакомились на прошлом уроке? (мы знакомились с различными видоизменениями надземных побегов)

Ребята, у каждого на парте лежит индивидуальный проверочный лист; подпишите его, прочитайте задание и, пожалуйста, его выполните. Внимательно  прочитайте задание к каждому пункту, выполните его.

1.Подчеркни видоизменения, которые не относятся к видоизменениям надземных побегов:

а-колючки;     б -клубни;   в -усики;г- кочан;   д -корнеплоды ;   ж - сочные побеги;

2. Соедините   линиями растение с  функцией, которую выполняет видоизменение этого растения:

лимон                           запас воды

капуста                          ловля насекомых

агава                              поддержка стебля

огурец                            уменьшение испарения

росянка

3. Соедините линиями растение и видоизменение этого растения:

огурец                           усики

агава                              ловчий аппарат

кактус                            колючки

росянка                      кочан

капуста                         сочный побег

4. Подчеркни  видоизменение  кочана:

а - видоизменение листа;         б - видоизменение почки;        в - видоизменение побега;

5.Подчеркни самые изменчивые части растения:

а  - стебли;      б - листья;в - корни;

6.Подчеркнивидоизменения  растений засушливых мест обитания, где может  запасаться вода:

а- в сочных побегах;       б - в листьях;

7.Подчеркни функцию усиков растения:

а - поддержание слабого стебля;   б - защита от поедания животными.

После выполнения задания учитель показывает модельный ответ на экране, просит обучающихся сделать самопроверку: (Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).

Слайд №1,2

Учитель: Кто испытал затруднения при выполнении задания?  Что не удалось выполнить? (ребята отвечают по желанию).  Что необходимо сделать, чтобы устранить пробелы в знаниях по теме «Видоизменения надземных побегов»? (ребята отвечают, что надо еще раз прочитать параграф учебника, вернуться к своим рабочим листам с прошлого урока, можно подобрать дополнительную информацию из различных источников)

Затем производится сбор проверочных листов.

3. Основная часть

Учитель просит  ребят обратиться  к рабочим листам  прошлого урока:

Рабочий лист      ……………………………………. Число……………..

Тема урока …………………………………………………..

Задание 1.Выполни морфолого-биологическое описание предложенного вам растения:

1.название растения…..

2.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)………

3. лист(простой, сложный)…..  ……                      листорасположение( супротивное, мутовчатое, очередное)………..

Лист(черешковый, сидячий)……

4.стебель(прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся)……….

5. жизненная форма (деревья, кустарники, травы)……..

6. продолжительность жизни (однолетние, двулетние, многолетние)   ……

7. видоизменения (корней, листьев, побегов)…………..

Определи и запиши морфологическую характеристику, которую мы не  рассматривали  у растений………………………...

Задание  2. Обрати  внимание  на  схему:

Слайд №3

Задание  3. Прочитайте текст учебника  на с. 56-57 до пункта   «Кочан», используя знаки:   V

уже знаю  + новая информация.

Задание  4. Заполни пропуски в таблице:

Видоизменения надземного побега

Название растений

Значение

1. Сочные побеги  (стебель)

Запас воды, образование органических веществ

2.Сочные побеги  (листья)

3.Колючки (листья)

Уменьшение испарения воды

Защита от поедания животными

4.Колючки (укороченные побеги)

Защита от поедания животными

5.Усики (верхняя часть листа)

….

….

6.Усики (      ….         )

Виноград

Закручивание вокруг опоры, выносят растение к свету

7.Ловчий лист

Росянка

…..

8.Кочан(……      )

Капуста

Задание 5. Вернись к схеме задания 2, подпиши верхнюю часть схемы.

Учитель: Какая часть схемы осталась незаполненной? Как мы обозначили тему на сегодняшний урок? (видоизменения подземных побегов). Почему-подземные?(формируются под землей). Почему - побеги? (предположим, у них есть стебли, листья, почки, исходя из определения побегов).Почему видоизмененные?(есть изменения в их строении по сравнению с наземными побегами, например, древесными).

Итак, тема урока определена, поставьте сами задачи  на изучение новой темы: (рассмотреть внешнее и внутреннее строение подземных побегов, выяснить их функции и причины возникновения).

Учитель ставит проблемные биологические задачи, которые  прописаны на доске:

- Почему картофель называют вторым хлебом?

- Объясните пословицу « Лук - от семи недуг».

- Каждый год  весной и летом огородники борются с сорняком пыреем, вытаскивая корневище из почвы, а пырей все  растет и растет. Почему?

Учитель: (Используется технология критического мышления)  Кто из ребят уже может ответить на эти вопросы и объяснить пословицу?

( ребята отвечают,  как они понимают и знают ответ на данный момент урока, до изучения новой темы, учитель не комментирует их ответы).

Говорит учитель и показывает по таблице: видоизмененные подземные побеги произошли в процессе эволюции как следствие приспособлений к выполняемым специфическим функциям. Корневище, клубень и луковицы - это не только запасающие побеги, они часто выполняют функцию вегетативного размножения, они обеспечивают растениям перезимовку, так как зимой их почки укрыты почвой и снегом. Начинаем рассматривать видоизмененные подземные побеги. Если это побеги, значит, какие части мы найдем? (стебель, почки, листья). Вспомним определение побега (побег- это стебель с расположенными на нем листьями и почками).

Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ)

1. Учитель применяет технологию развития критического мышления.

Посмотрите на корневища и надземные побеги купены и пырея, используя таблицу. Сравните их строение. Ответьте на проблемную биологическую задачу №3.

Модельный ответ (на надземных побегах видим стебель с листьями и цветками; на корневищах видны чешуйки - это и есть листья, есть стебель, но он видоизменен и не зеленого цвета, от стебля отходят придаточные корни,  можно увидеть листовые рубцы и почки) Вернемся к задачам, написанным  на доске, какие из ваших предположений подтвердились, какие были ошибочными?(вытаскивая корневище пырея, мы отрываем его кусочки, а часть его с почками остается в почве - поэтому пырей растет и растет).

(Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).

Учитель: Если мы нашли части побега на корневищах, то можно сказать, что корневище–это побег? (да).Но, он видоизменен! Скажите какова функция корневища, в связи с чем она возникла? (перенесение неблагоприятных условий, в связи со сменой времен года, перепада температур, неблагоприятными условиями окружающей среды)

Учитель демонстрирует таблицы, рисунки, фотографии и натуральные объекты многих растений, имеющих корневище. На живых объектах и гербариях устанавливаются признаки приспособлений растений к условиям среды.

Компетентностно - ориентированное задание (КОЗ)

2. (Информационная компетентность, аспекты извлечение вторичной информации и обработка информации, 1 уровень).

Выкапывая клубни картофеля, можно увидеть и зеленые клубни. Внимательно  прослушайте сообщение ученика и ответьте на вопросы, что такое клубень картофеля, каково его значение для растения, можно ли употреблять в пищу зеленые клубни?

Модельный ответ (клубень картофеля - утолщения подземных побегов столонов; он сам является видоизмененным подземным побегом; выполняет функцию запаса питательных веществ, которые используют прорастающие весной почки-глазки; зеленые клубни нельзя употреблять в пищу, потому что они ядовитые из-за содержания солонина).

Для рассмотрения внешнего и внутреннего строения клубня организуется лабораторная работа №13 в тетрадях-практикумах  на печатной основе. Ученики читают цель выполнения работы и приступают к заданию по изучению клубня.(Информационная компетентность, аспекты извлечение вторичной информации и обработка информации, 1 ступень)

Слайд №4,5

Учитель: При выполнении лабораторной работы по изучению клубня помните, то цель работы - доказать, что клубень- видоизмененный подземный побег.

После выполнения работы по изучению клубня учитель проводит проверку по вопросам:

- показать верхушку и основание клубня на таблице

- где больше почек-глазков (на верхушкеклубня)

-какие части увидели на срезе (сердцевину, древесину, кору)

- о чем говорит изменение окраски йода(о наличии крахмала)

- почему клубень - побег (у него мы нашли стебель, имеющий сердцевину, древесину, кору; глазки- почки)

- ответим на первую проблемную задачу(клубень богат крахмалом- углеводом, необходимым для жизнедеятельности человека, так как и хлеб богат питательными веществами, поэтому картофель называют вторым хлебом)(Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).

Далее ученики выполняют вторую часть лабораторной работы по изучению строения луковицы лука.

Учитель: При выполнении лабораторной работы по изучению луковицы  помните, то цель работы - доказать, что луковица- видоизмененный подземный побег. (Информационная компетентность, аспекты извлечение первичной  информации и обработка информации, 1 ступень)

После выполнения работы по изучению луковицы  учитель проводит проверку по вопросам:

- почему луковица - побег ( у нее мы нашли стебель -донце, от которого отрастают придаточные корни; листья-  сочные и сухие чешуи, почки, из которых вырастают зеленые листья)

- какие функции выполняют чешуи луковицы лука? ( сочные - запасают воду с питательными веществами, сухие - защищают от поедания животными, от бактерий, от высыхания и загнивания)

-показать по таблице части луковицы

-решим вторую задачу (в луковицах содержатся фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы)

Учитель:  При выполнении работы вы не увидели и не определяли эти вещества- фитонциды, но вы чувствовали специфический запах, определяемый фитонцидами. Дополнительные сведения, ведь вы много читаете, позволили вам правильно ответить на задачу еще в начале урока.

-какой вывод вы сделали в результате выполнения лабораторной работы? (Клубень и луковица формируются под землей, значит подземные; клубень имеет стебель, почки-глазки, значит – побег; части побега изменены, значит- видоизмененный побег.  Луковица имеет стебель- донце, почки, чешуи-листья, значит – побег;части побега изменены, значит- видоизмененный побег)

Далее учитель демонстрирует коллекцию растений с луковицами , используя  различные источники.

4.Проверка знаний по видоизмененным надземным и подземным побегам

(Коммуникативная компетентность, аспект продуктивная групповая коммуникация, 1 ступень)

Учащимся  на парту раздаются рисунки и фотографии различных видоизменений. Работа  в группах.

Задание. Рассмотреть различные видоизменения, определить их название и прикрепить изображения только видоизмененных побегов на доске к схеме:

Слайд №6,3

5.Рефлексия

Что делали на уроке?

Зачем делали то, о чем сказали ученики? (Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).

Что мы еще узнали о видоизменениях побегов?

Являются ли полученные знания для вас важными? Почему?

6.Домашнее задание

знать названия видоизменений побегов и  растений, которым они принадлежат.

Скачать презентацию урока биологии в 6 классе: «Видоизменения подземных побегов»