Конспект урока биологии в 8 классе: «Нервная ткань»
Цель. Изучить особенности строения нервной ткани, проведение нервного импульса, выяснить принцип взаимодействия нервных клеток между собой и с другими клетками организма. Развивать умения анализировать, сравнивать и сопоставлять данные, умение работать с учебником, вычленять главное.
Оборудование: презентация «Нервная ткань», микроскоп с видеокамерой, микропрепарат «Нервные клетки», компьютерная программа «Биология 9 класс» электронная библиотека «Просвещение» - (ролики, показывающие потенциал покоя и потенциал действия, работа синапса), видеофильм «Анатомия 1 часть», интерактивная доска.
Ход урока.
Перед уроком презентация, ролики и фрагменты фильма на диске, а также выход микроскопа с камерой, загружаются через интерактивную доску.
1 Изучение нового материала
1. Вывести на экран изображение микропрепарата «Нервная ткань»
2. Вопрос: определить, какая ткань под микроскопом?
Выход на тему урока, работа с презентацией. (слайд №1)
В1. В чем особенность нервной ткани?
В2. Какие загадки этой ткани, этих клеток интересно было бы узнать?
(проблему формулируют сами учащиеся)
Проблема: как нервные клетки общаются друг с другом? Как они передают информацию другим клеткам? (проблема выписывается на доске (используется интерактивная доска) (слайд №2)
3. Предложите свои версии. (версии кратко выписываются на доске) (слайд №3)
4. Демонстрация видеофрагмента фильма «Строение нервной ткани»
5. Работа со слайдом презентации «Нервная ткань» (слайд №4)
Клетки нервной ткани
|
Функции клеток |
Нейроны |
Проведение нервных импульсов Образование медиаторов |
Глиальные клетки |
Опорная, питательная, защитная |
Таблицу составляют, самостоятельно находя информацию в учебнике.
6. Демонстрация видеофрагмента «Строение нейрона»
7. Во время фильма подписать части клетки и зарисовать её.
(Благодаря возможностям доски, фильм останавливается на крупном плане нейрона, и части нейрона подписываются на доске.)
8. Классификация нейронов Демонстрация фильма «Типы нейронов»( фильм демонстрируется по телевизору при помощи видеокассеты, останавливается учителем в ключевых местах . Одновременно работа с доской со слайдом презентации «Типы нейронов» Учащиеся заполняют таблицу в тетради , отвечая на вопросы учителя по ходу фильма .Слайд презентации используется как проверка правильности ответа и оформления) (слайд №5)
Нейроны – нервные клетки |
Функции нейронов |
Чувствительные или афферентные |
Воспринимают импульс |
Двигательные или эфферентные |
Передают импульс к органам |
Вставочные |
Связь между нейронами (чувствительными и двигательными) |
10. Возврат к проблеме: Как общаются клетки друг с другом? Демонстрация видеофильма «Нервные цепи» Ответ – при помощи нервных импульсов. (выход на видеофильмы через функцию доски «Список»)
11. Как ведет себя клетка в состоянии покоя?
Демонстрация ролика «Потенциал покоя» (выход на ролики через функцию доски «Список»)
12. Что происходит с клеткой во время возбуждения?
Демонстрация ролика «Потенциал действия»
13. Почему клетка перешла из состояния покоя в возбуждённое состояние?
Синапсы - Соединение нейронов. (По ходу урока все новые слова – термины прикрепляются на магнитную доску. Учащиеся записывают их в тетрадь на отдельный лист без определений. К концу урока учащиеся записывают: медиатор, аксон, дендрит, нейрон, рецептор, эффектор, глиальные клетки, синапс).
Демонстрация видеофрагмента «Синапс», где объясняется понятие и необходимость синапсов, а затем ролик «Синапс», по которому детально объяснить работу синапса.
14. Работа со слайдом №6 презентации. По ходу работы учащиеся делают схему в тетради, используя информацию, которую находят в учебнике.
15. Возврат к проблеме. (слайд №7)
Как нервные клетки общаются друг с другом? Как они передают информацию другим клеткам?
16. Вывод: Нервные клетки общаются друг с другом и передают информацию при помощи электрических и химических сигналов. (слайд №8) Вывод учащиеся формулируют самостоятельно, презентация используется как подтверждение.
Вывод выписывается в тетрадь.
2. Закрепление и первичная проверка понимания.
1. Работа с тестом. Найдите соответствия термину и определения. Тест загружен как документ в интерактивную доску, и открывается на странице теста, затем сдвигается при взаимопроверке.
1Нейрон |
А) Опорная, защитная функция |
2 Синапс |
Б) Передача нервного импульса |
3 Глиальные клетки |
В) Соединение нейронов |
4Медиаторы |
Г)Вещества, образующиеся в синапсе |
5 Норадреналин |
Д) Тормозной медиатор |
6 Дофамин |
Е) Возбуждающий медиатор |
7 Двигательные нейроны |
Ж) Длинный отросток нейрона |
8 Чувствительные нейроны |
З) Передают сигнал к органам |
9 Вставочные нейроны |
И) Передают сигнал к мозгу |
10 Дендриты |
К) Находятся в головном и спинном мозге |
11 Аксон |
Л) Короткие отростки нейрона |
2. Взаимопроверка. Критерии оценки и ответы теста на доске.
3. Рефлексия. (кто, что получил за работу. В классный журнал выставляются только «5» и «4»)
3. Домашнее задание:
Скачать презентацию урока биологии в 8 классе: «Нервная ткань»
Похожие материалы:
Более новые статьи:
Более старые статьи:
- Конспект урока биологии в 8 классе: «Строение и функции мочевыделительной системы».
- Конспект урока по биологии в 7 классе «Паразитические черви».
- Конспект урока биологии в 8 классе: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета».
- Конспект урока по биологии в 7 классе: Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.