Конспект урока биологии в 8 классе: «Нервная ткань»

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)



Цель. Изучить особенности строения нервной ткани, проведение нервного импульса, выяснить принцип взаимодействия нервных клеток между собой и с другими клетками организма. Развивать умения анализировать, сравнивать и сопоставлять данные, умение работать с учебником, вычленять главное.

Оборудование: презентация «Нервная ткань», микроскоп с видеокамерой, микропрепарат «Нервные клетки», компьютерная программа «Биология 9 класс» электронная библиотека «Просвещение» -  (ролики, показывающие потенциал покоя и потенциал действия, работа синапса),  видеофильм «Анатомия 1 часть», интерактивная доска.

Ход урока.

Перед уроком презентация, ролики и фрагменты фильма на диске, а также выход микроскопа с камерой, загружаются через интерактивную доску.

1 Изучение нового материала

1. Вывести на экран изображение микропрепарата «Нервная ткань»

2. Вопрос: определить, какая ткань под микроскопом?

Выход на тему урока, работа с презентацией. (слайд №1)

В1.  В чем особенность нервной ткани?

В2. Какие загадки этой ткани, этих клеток интересно было бы узнать?

(проблему формулируют сами учащиеся)

Проблема:  как нервные клетки общаются друг с другом? Как они передают информацию другим клеткам? (проблема выписывается на доске (используется интерактивная доска) (слайд №2)

3. Предложите свои версии. (версии кратко выписываются на доске) (слайд №3)

4. Демонстрация видеофрагмента фильма «Строение нервной ткани»

5. Работа  со слайдом презентации  «Нервная ткань»  (слайд №4)


Клетки нервной ткани

Функции клеток

Нейроны

Проведение нервных импульсов

Образование медиаторов

Глиальные клетки

Опорная, питательная, защитная

Таблицу составляют, самостоятельно находя информацию в учебнике.

6. Демонстрация видеофрагмента «Строение нейрона»

7. Во время фильма подписать части клетки и зарисовать её.

(Благодаря возможностям доски, фильм останавливается на крупном плане нейрона, и части нейрона подписываются на доске.)

8. Классификация нейронов Демонстрация фильма «Типы нейронов»( фильм демонстрируется по телевизору при помощи видеокассеты, останавливается учителем в ключевых местах .  Одновременно работа с доской со слайдом презентации «Типы нейронов»   Учащиеся заполняют таблицу в тетради , отвечая на вопросы учителя по ходу фильма .Слайд презентации используется как проверка правильности ответа и оформления)  (слайд №5)

Нейроны – нервные клетки

Функции нейронов

Чувствительные или афферентные

Воспринимают импульс

Двигательные или      эфферентные

Передают импульс к органам

Вставочные

Связь между нейронами (чувствительными и двигательными)

10.  Возврат к проблеме: Как общаются клетки друг с другом? Демонстрация видеофильма «Нервные цепи» Ответ – при помощи нервных импульсов. (выход на видеофильмы через функцию доски «Список»)

11. Как ведет себя клетка в состоянии покоя?

Демонстрация ролика «Потенциал покоя» (выход на ролики через функцию доски «Список»)

12. Что происходит с клеткой во время возбуждения?

Демонстрация ролика «Потенциал действия»

13. Почему клетка перешла из состояния покоя в возбуждённое состояние?

Синапсы  - Соединение нейронов.   (По ходу урока все новые слова – термины прикрепляются на магнитную доску. Учащиеся записывают их  в тетрадь на отдельный лист без определений. К концу урока учащиеся записывают:  медиатор, аксон, дендрит, нейрон, рецептор,  эффектор, глиальные клетки, синапс).

Демонстрация видеофрагмента «Синапс», где объясняется понятие и необходимость синапсов, а затем ролик «Синапс», по которому детально объяснить работу синапса.

14. Работа со слайдом №6  презентации. По ходу работы учащиеся делают схему в тетради, используя информацию, которую находят в учебнике.

15. Возврат к проблеме. (слайд №7)

Как нервные клетки общаются друг с другом? Как они передают информацию другим клеткам?

16. Вывод: Нервные клетки общаются друг с другом и передают информацию при помощи электрических и химических сигналов. (слайд №8) Вывод учащиеся формулируют самостоятельно, презентация используется как подтверждение.

Вывод выписывается в тетрадь.

2. Закрепление и первичная проверка понимания.

1. Работа с тестом.  Найдите соответствия термину и определения. Тест загружен как документ в интерактивную доску, и открывается на странице теста, затем сдвигается при  взаимопроверке.

1Нейрон

А) Опорная, защитная функция

2 Синапс

Б) Передача нервного импульса

3 Глиальные клетки

В) Соединение нейронов

4Медиаторы

Г)Вещества, образующиеся в синапсе

5 Норадреналин

Д) Тормозной медиатор

6 Дофамин

Е) Возбуждающий медиатор

7 Двигательные нейроны

Ж) Длинный отросток нейрона

8 Чувствительные нейроны

З) Передают сигнал к органам

9 Вставочные нейроны

И) Передают сигнал к мозгу

10 Дендриты

К) Находятся в головном и спинном мозге

11 Аксон

Л) Короткие отростки нейрона

2. Взаимопроверка. Критерии оценки и ответы теста на доске.

3. Рефлексия. (кто, что получил за работу. В классный журнал выставляются только «5» и «4»)

3. Домашнее задание:

Скачать презентацию урока биологии в 8 классе: «Нервная ткань»