Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе: «Графический способ решения неравенств»
Тип урока - комбинированный урок
Цель урока:
отработать навыки применения графических представлений при решении неравенств.
Задачи:
- обучающие:
- повторить свойства элементарных функций и их графики;
- овладеть техникой графического решения неравенств, используя навыки работы в электронных таблицах;
- осуществить первичный контроль знаний по теме урока;
Оборудование:
компьютеры, программная среда Microsoft Excel, экран, проектор, доска, рабочие тетради, плакаты с графиками функций, раздаточный материал.
Оформление класса: на доске тема урока, плакат с эпиграфом, плакаты с формулами функций и графиками, на столах учащихся рабочие тетради.
Ход урока по алгебре и началам анализа в 11 классе: «Графический способ решения неравенств»
1. Организационный момент
Учитель сообщает тему урока, определяет цель и задачи урока, знакомит с планом организации учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Впереди у нас с вами активная работа по теме «Графический способ решения неравенств».
Цель урока: повторить сведения о графиках элементарных функций и графическом способе решения неравенств.
Для достижения этой цели ставим конкретные задачи:
1) повторяем основные свойства элементарных функций и их графики; 2) узнаем новое, а именно: каким образом можно применить ваши навыки работы с электронными таблицами для графического решения неравенств;
3) решаем, выполняем тренировочные упражнения
4) готовимся к ЕГЭ, проверяем знания с помощью компьютерного теста.
2. Актуализация знаний
Задает вопросы о функциях, графиках функций и свойствах функций, которые можно определить по графикам.
Начнем с небольшого лирического отступления. Эпиграф нашего урока:
«График – говорящая линия, которая может о многом рассказать» М.Б. Балк
Внимание на экран. Какой из графиков на экране может сказать о себе следующие слова:
«Шумит волна, звенит струна
Гитара поет и поет.
Поет о том, что вновь с тобой,
Что вновь с тобой.»
Верно, из этих слов мы понимаем, что речь идет о периодической функции, которая повторяет свои значения через некоторый положительный промежуток. Останавливаем свой выбор на графике гармонических колебаний, синусоиде.
«Поезд, оставив дымок,
В дальние скрылся края.
Лишь промелькнул огонек,
Словно улыбка твоя»
Я согласна с вами, очевидно, что речь здесь идет о возрастающей функции, ведь «дымок» стремится вверх, определенной на всей числовой оси, т.к. «скрылся в дальние края» и имеющую вид дуги - «улыбки». Выбираем график показательной функции.
3. Повторение ранее изученного
1) Следующее задание: соотнести формулу функции с её графиком.
- На рабочих столах перед вами лежат плакаты с формулами функций и их графиками. Один из вас показывает формулу функции. Тот, кто считает, что именно у него находится график этой функции, показывает его всем. А дальше выясняем сообща, верно это или нет.
2)Снова внимание на экран. Перед вами график произвольной функции.
Выясним, о чём может рассказать этот график.
Свойства функции:
- область определения;
- множество значений;
- промежутки монотонности;
- точки экстремума;
- наибольшее и наименьшее значения функции
- нули функции;
- промежутки знакопостоянства;
Ученики. Определяют свойства функции по графику, обсуждают вопросы. Презентация Слайд 3
Скажите, какое свойство функции можно использовать для графического решения уравнений? А для решения неравенств?
Правильно, это нахождение промежутков, где значения функции положительны или отрицательны.
3) Внимание на экран.
Посмотрите, каким образом можно использовать это свойство для решения неравенств.
Демонстрирует слайд с 1 способом решения неравенств.
Ученики. Вспоминают алгоритм решения неравенств.
Презентация Слайд 4, 5
А теперь решите самостоятельно в рабочей тетради задание №1
Демонстрирует слайд со 2 способом решения неравенств
Предлагает выполнить в тетради задание №2
Решив эти 2 неравенства, можно уже сделать вывод, что способы решения неравенств те же, что и уравнений, только решения изображаются не точками, а отрезками.
«Минус» графического способа решения неравенств и уравнений в том, что он не обладает большой точностью.
«Плюс» - это наглядность и легкая обозримость, и при решении неравенств они ещё более ценны, чем при решении уравнений.
Решать неравенства по готовым чертежам очень просто.
Посмотрите, следующие 4 задания в рабочей тетради на решение неравенств не имеют чертежей. Как быть? Надо их построить! Только вместо линейки и карандаша мы будем использовать компьютер.
4. Практическая работа на компьютерах
Рассказывает и показывает, как решаются неравенства графически в программе Excel.
Дает краткий инструктаж по выполнению работы.
Открываем бланк практической работы. Знакомимся с заданием. Заполняем таблицу. С помощью Мастера диаграмм строим графики функций в одной системе координат. Переносим эскиз графика в рабочую тетрадь и готовимся к защите работы.
5. Защита работы.
Организует выступление учащихся.
Защиту работы проведем по плану:
1. У меня было задание …
2. Я с помощью Мастера диаграмм построил(а) …
3. По условию точки графика … должны лежать выше (ниже) точек графика …
4. График показывает, что этому условию на оси абсцисс соответствует отрезок …
5. Ответ: ….
Работу выполнил(а): ….
Учащиеся по одному выходят к доске, на которую с помощью проецируется их работа. Подписывают графики, показывают штриховкой решение неравенства. Остальные заслушивают ответы и записывают в рабочую тетрадь решения.
6. Контроль знаний. Компьютерное тестирование
Организует проведение компьютерного тестирования.
А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив самостоятельно задания компьютерного теста. Открываем на своих компьютерах документ Excel, тест «Графическое решение неравенств». Тест состоит из 10 заданий с вариантами ответов.
Ученики. Самостоятельно отвечают на вопросы теста, результаты которого вместе с итоговой оценкой выводятся на экран.
8. Подведение итогов
Помогает учащимся проанализировать урок и сформировать самооценку.
Пришло время подводить итоги урока: удалось решить поставленные задачи или нет?
Итак, задача первая ПОВТОРЯЕМ выполнена? Да, мы повторили свойства функций, их графики и алгоритм решения неравенств графически.
Задача вторая: УЗНАЕМ НОВОЕ. Узнали, что решение подобных задач удобно выполнять, используя компьютер. Но для этого нужны навыки, полученные на уроках информатики.
Третье: РЕШАЕМ. Да. Вы решали неравенства в тетради по готовым чертежам и выполняли коллективно задания тренировочного теста.
И последнее ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. Тест, что вы выполняли на оценку, сформирован из заданий ЕГЭ. Вы успешно с ним справились.
Таким образом, все задачи урока успешно решены.
Благодарю вас за работу на уроке, я испытала большое удовольствие от общения с вами.
Желаю всем успешно закончить школу и удачно поступить в вуз. До свидания.
Ученики принимают участие в обсуждении:
- удалось реализовать задачи урока или нет
- что не получилось и почему
Похожие материалы:
Более новые статьи:
Более старые статьи:
- Конспект урока по математике в 5 классе: «Решение задач на нахождение части от числа»
- Урок-квн по алгебре в 9 классе «Неравенства»
- Конспект урока по алгебре в 10 классе: «Свойства корней натуральной степени»
- Конспект открытого урока по алгебре в 8 классе: «Свойства степени с целым показателем»
- Конспект урока по алгебре в 8 классе: «Решение систем уравнений, содержащих уравнение второй степени, способом подстановки».