Дидактические игры и упражнения по речевой коррекции у дошкольников

(0 голоса, среднее 0 из 5)



1. Комплекс артикуляционной гимнастики

(проводится в микрогруппе)

Цель: развитие движений органов артикуляции для совершенствования произношения имеющихся звуков, либо для постановки отсутствующих звуков.

Оборудование: зеркало на каждого ребенка

а) «лопатка» - рот приоткрыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, подсчет до 10 (повторить 6-8 раз);

б) «чашечка» - рот приоткрыт, из положения «лопатка» напрячь боковые края языка, язык приподнять к верхним передним зубам «чашечкой», подсчет до 10 (повторить 6-8 раз);

в) «качеля» - рот приоткрыт, «тонким» языком выполнять движения вверх, вниз (к носу, к подбородку), максимально вытягивая язык (повторить 6-8 раз в каждом направлении);

г) «часики» - рот приоткрыт, «тонким» длинным языком выполнять движения влево, вправо, максимально втягивая язык (повторить 6-8 раз в каждую сторону);

д) «вкусное варенье» - рот приоткрыт, круговые движения концом языка по верхней, затем по нижней губе, в правом направлении, затем в левом (4-5 раз в каждом направлении);

е) «горка» - рот приоткрыт, конец языка заведен за нижние передние зубы, прогнут «горкой» (повторить 10-12 раз);

ж) «грибок» - рот приоткрыт, широкий язык максимально подведен к верхнему нёбу, затем резко опускается вниз (повторить 8-10 раз);

з) «барабанщик» - рот приоткрыт, резкие удары напряженным концом языка в корне верхних передних зубов, произнося звук [д] на каждый удар (повторить 20-25 раз).

2. Дидактическая игра «Магазин»

Цель: упражнять детей в произношении звуков [р], [л], совершенствовать различение звуков [р], [л] в словах

Оборудование: предметные картинки с разными звуками: [ш], [с], [ж], [р], [л].

Ход игры:

Дети приходят в магазин и покупают только те продукты, вещи или предметы, в названии которых есть звук [р] или [л]. После покупки они называют, что они купили.

3. Дидактическое упражнение «Закончи слово»

Цель: развивать умение у детей самостоятельно определять наличие в слове слогов [ла], [ра].

Ход игры:

Произношу часть слова, предлагая детям закончить слово, добавляя соответствующий слог: шко…, шку…, иг…, пи…, жа…, детва…, ска…, ды…, но…

4. Дидактическая игра «Подарим Саше и Маше подарки»

Цель: упражнять в определении наличия звуков [р], [л] в словах, а также в их четком произношении.

Оборудование: две куклы Саша и Маша, набор предметных картинок, изображающих «подарки».

Ход игры:

Сообщаю детям о том, что у Саши и Маши сегодня праздник и нам необходимо им выбрать и подарить подарки, в названии которых есть звуки [р] и [л]. Маше мы будем дарить подарки, в названии которых есть звук [л], а Саше мы будем дарить подарки, в названии которых есть звук [р].

5. Дидактическое упражнение «Исправь ошибку»

Цель: упражнять детей в свободном пользовании звуками [р] и [л]. Совершенствовать различение этих звуков.

Ход упражнения:

Называю слова с ошибками, дети называют тоже слова, исправив ошибку: рампа (лампа), руна (луна), ладуга (радуга), рапата (лопата), рук (лук), колова (корова), сарат (салат), рандыш (ландыш), ведло (ведро), подлуга (подруга), пира (пила).

6. Индивидуальное упражнение «Посмотри и назови»

Цель: упражнять ребенка в различении звуков [ш], [с] на специальном речевом материале, посредством образного сопоставления.

Оборудование: фишки, набор предметных картинок со звуками [ш] и [с].

Ход упражнения:

Раскладываю перед ребенком предметные картинки со звуками [ш], [с]. Называю все картинки, выделяя голосом вышеуказанные звуки. Объясняю, что в некоторых словах звук «шумит», мы его будем отмечать красной фишкой, а в некоторых словах звук «свистит», мы будем отмечать его желтой фишкой. Предлагаю ребенку называть картинку и отмечать ее соответствующей фишкой.

7. Комплекс артикуляционной гимнастики для педагогов

(выполняют все педагоги, присутствующие на метод. объединении)

Цель: определить уровень доступности выполнения артикуляционных движений педагогами ДОУ.

Оборудование: зеркала для каждого педагога

а) «лопатка» - рот приоткрыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, подсчет до 10 (повторить 6-8 раз);

б) «чашечка» - рот приоткрыт, из положения «лопатка» напрячь боковые края языка, язык приподнять к верхним передним зубам «чашечкой», подсчет до 10 (повторить 6-8 раз);

в) «качеля» - рот приоткрыт, «тонким» языком выполнять движения вверх, вниз (к носу, к подбородку), максимально вытягивая язык (повторить 6-8 раз в каждом направлении);

г) «часики» - рот приоткрыт, «тонким» длинным языком выполнять движения влево, вправо, максимально втягивая язык (повторить 6-8 раз в каждую сторону);

д) «вкусное варенье» - рот приоткрыт, круговые движения концом языка по верхней, затем по нижней губе, в правом направлении, затем в левом (4-5 раз в каждом направлении);

е) «горка» - рот приоткрыт, конец языка заведен за нижние передние зубы, прогнут «горкой» (повторить 10-12 раз);

ж) «грибок» - рот приоткрыт, широкий язык максимально подсасывается к верхнему нёбу, затем резко опускается вниз (повторить 8-10 раз);

з) «барабанщик» - рот приоткрыт, резкие удары напряженным концом языка в корне верхних передних зубов, произнося звук [д] на каждый удар (повторить 20-25 раз).