Конспект занятия в старшей группе: «Аквариумные рыбки и азы математики»

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Рогачева Майя Петровна

воспитатель МБДОУ № 8

Цель. Подвести к понятию «декоративные (аквариумные) рыбки», показать, что они без человека обойтись не могут. Закреплять навыки счета, измерения. Развивать логическое и комбинаторное мышление, память, воображение, внимание, речь, коммуникативные способности, обучать контролю и самоконтролю.

Материал и оборудование. Аквариум с рыбками. Графические модели рыб, рисунки с кормом для аквариумных рыб; наборы открыток с изображением декоративных рыбок в аквариуме. Справочник по разведению рыбок в аквариуме. Детские рисунки. Дневник наблюдений дежурных за поведением рыбок. Оборудование для ухода за рыбками (тер-мометр, груша для подкачивания воздуха или компрессор, светильники, обогреватель). Емкости для воды (тазики или кастрюли). Мерки для измерения воды (ведерки, баночки). Набор геометрических фигур у каждого ребенка (10 квадратов, 10 треугольников, пять прямоугольников). Цифры, знаки арифметических действий, знак равенства. Фланелеграф или наборное полотно. Наборы овалов — моделей рыбок у детей и у педагога (разного размера и расцветки). Карточки для формирования понятия «декоративные рыбки»: дом, аквариум, цветок, глаз.

Ход занятия в старшей группе: «Аквариумные рыбки и азы математики»

Часть 1. Условия, необходимые рыбкам для жизни в аквариуме.

Педагог подводит детей к аквариуму с рыбками. Дети рассматривают аквариум, наблюдают за поведением рыбок. Отмечают их особенности, описывают внешний вид.

П. Что нужно рыбкам для нормальной жизни в аквариуме?

Д. Чистая вода, корм, воздух, тепло, растения, моллюски.

П. Какие условия нужно создать, чтобы вода в аквариуме была чистой?

Д. Аквариум сверху надо прикрыть, чтобы в воду не попадала пыль. Но надо оставить  щель, чтобы проходил воздух. Сачком надо убирать не доеденный рыбками корм.

Хорошо поселить в аквариум сомиков: они живут на дне и доедают остатки корма.

В аквариуме должны жить моллюски: они тоже доедают за рыбками корм, а также чистят стеклянные стенки от водорослей.

П. Как вы узнаете, что рыбкам воздуха не хватает, что его недостаточно в аквариуме?

Д. Рыбы высовываются из воды с открытым ртом. Это значит, что им не хватает воздуха,  они задыхаются.

П. Что нужно сделать, чтобы помочь рыбкам?

Д. Добавить в воду воздух.

П. Это можно сделать с помощью компрессора или груши. Еще в аквариуме необходимы растения они выделяют кислород, необходимый для дыхания и поглощают угле-кислый газ. Но растения выделяют кислород только в светлое время суток или когда  аквариум освещен. А еще для чего нужны растения?

Д. Растения очищают воду. Они нужны и для того, чтобы рыбки могли спрятаться, отдохнуть. А еще растения придают аквариуму красивый вид, он становится похож на летний пруд.

П. Что еще кладут на дно аквариума?

Д. На дно кладут песок и камни.

П. Можно ли обойтись без них?

Д. Нет. В песок сажают растения, без него растениям не за что зацепиться, не за что держаться.

Педагог предлагает внимательно рассмотреть растения, вспомнить их названия, отметить отличительные особенности каждого вида растений.

П. Что еще важно для рыбок?

Д. Надо чаще смотреть на термометр. Если столбик в нем находится ниже синей черты, то надо включить обогреватель или электролампочки. Рыбки могут заболеть или погибнуть, если вода будет холодная.

П. Все ли условия, необходимые для жизни рыб, мы назвали или что-то забыли?

Дети говорят, что забыли про корм, который нужен рыбкам, и составляют рассказ о нем по опорным карточкам с изображением корма для аквариумных рыбок.

Часть 2. Заполним аквариум водой

П. Какой формы могут быть аквариумы?

Д. Прямоугольной, круглой, квадратной.

П. Правильнее сказать не круглой, а шарообразной. А как лучше установить шарообразный аквариум?

Д. Для него нужна подставка?

П. Почему?

Д. Шарообразный аквариум неустойчив, он покатится, и вода выльется.

П. А как можно доказать правильность ваших выводов?

Д. Можно взять мяч или шарик и брусок, положить их на стол. Если стол слегка качнуть, то мячик и шарик покатятся, а брусок останется на месте.

П. А о каких условиях нужно помнить при выборе материала для аквариума?

Д. Нужно, чтобы в аквариум попадал свет. Значит, он должен быть прозрачным. Лучше всего его делать из стекла или прозрачной пластмассы.

П. А какие аквариумы бывают по объему, по тому, сколько помещается в них воды?

Д. Аквариумы бывают большие, когда в них входит много литров воды; средние, когда воды поменьше, и маленькие, когда воды мало.

П. Представим себе, что у нас с вами два разных, не похожих друг на друга аквариума. (Показывает на две емкости, например на тазик и кастрюлю вместимостью примерно по 4 л) Как вы думаете, что нужно, чтобы заполнить эти емкости водой?

Д. Нужны вода и то, чем ее можно наливать в аквариум. А еще мерные емкости.

Дети рассматривают мерки, в качестве которых можно использовать детские ведерки  (1 л и 0,5 л воды), баночки (1 л и 0,5 л); если есть маленький аквариум для мальков, можно использовать его.

П. Давайте определим, сколько этих мерных емкостей (показывает на большое ведерко или литровую банку и на кастрюлю) может поместиться в аквариуме (кастрюле)?

Вызванный ребенок отмеривает воду, берет ее из большого ведра большим ведерком  или банкой. Дети считают, сколько этих мерок ребенок выливает в кастрюлю, и откладывают квадраты: получается столько квадратов, сколько ведерок или банок вместилось в кастрюлю (напр. четыре).

П. А сколько этих мерных емкостей (показывает на маленькое ведерко или пол-литровую банку) поместится в аквариуме (кастрюле)?

Другой ребенок отмеряет воду новой меркой, а дети считают и выкладывают треу-гольники: получается столько треугольников, сколько раз ребенок использовал мерную емкость (напр. восемь).

П. Почему этих ведерок понадобилось больше, чтобы заполнить кастрюлю? Ведь мы заполняли водой ту же емкость.

Д. Мерка меньше, поэтому количество мерок получилось больше: в первом случае мы отложили четыре квадрата, во втором — восемь треугольников.

П. Верно. А почему восемь, а, например, не семь? Как узнать, правильно ли мы измерили?

Правильно ли мы сосчитали количество мерок?

Д. Надо сравнить мерки между собой.

П. Как сравнить? Вы уже сказали, что одна мерка больше, а другая меньше.

Д. Надо измерить большую мерку маленькой, определить, сколько маленьких мерок в большой.

П. Верно, нужно измерить большую мерку маленькой. А что значит измерить?

Д. Узнать, сколько раз маленькая мерка вмещается в большой.

Вызванный ребенок заполняет водой маленькое ведерко и переливает воду в большое. Убедившись, что оно еще не заполнилось водой, наполняет водой маленькое ведерко еще раз и переливает ее в большое ведерко. Дети убеждаются, что в большое ведерко вмещается воды столько, сколько в два маленьких.

П. Во сколько же раз большая мерка больше маленькой?

Д. Она больше в два раза.

П. Как еще мы можем проверить, правильно ли мы произвели измерение?

Одни дети предлагают в своих моделях заменить квадрат на два треугольника, другие — заменить два треугольника одним квадратом.

П. Если два треугольника заменить на один квадрат, получим следующее (показывает)

П. Если один квадрат заменить на два треугольника, то получим следующее (показывает)

П. Давайте узнаем, сколько нужно налить воды в аквариум, если дети решили поселить в нём в нем две большие рыбки и одну маленькую. Известно, что для одной большой рыбки требуется 2 л воды, а для одной маленькой достаточно 1 л воды. (Прикрепляет к  фланелеграфу две большие рыбки и одну маленькую. Показывает литровую банку.

Читает задачу еще раз.) Кто запишет решение этой задачи на наборном полотне?

Вызванный ребенок с помощью разрезных цифр, знаков «+» и «=» выкладывает решение  задачи, а дети делают то же у себя на столах. Записи могут получиться различными.

занятие в старшей группе

Главное, чтобы ребенок мог объяснить свое решение.

Примечание. Если ребенку трудно «записать» решение с помощью цифр, он может сделать это с помощью квадратов или прямоугольников и квадратов.

занятие в старшей группе

Часть 3. Декоративные (аквариумные)рыбки

П. Для чего разводят рыбок в домашних условиях? Даже выводят виды, которых нет в природе? Посмотрите: это золотая рыбка. Золотая рыбка произошла от золотистого карасика. Позднее от золотой рыбки были получены ее разновидности: телескоп, шубункин, вуалехвост, львиноголовка, комета.

Если этих рыбок нет в аквариуме, можно использовать карточки, открытки. Педагог выкладывает схему происхождения золотой рыбка и ее разновидностей.

занятие в старшей группе

П. Как вы думаете, зачем люди заводят дома аквариумных рыбок?

Д. Чтобы в доме было уютно, красиво. Подойдешь к аквариуму посмотришь на рыбок -и становится радостно.

П. У кого дома есть аквариум? Кто за ним ухаживает? (Ответы) Могут ли рыбки жить   в аквариуме без заботы о них человека? А в природе?

Д. В речке для рыб есть все необходимое: еда, вода, свет, тепло. В речке рыбы могут обойтись без человека. А за рыбками, которые живут в аквариуме, мы ухаживаем:

кормим, убираем, моем аквариум, подкачиваем воздух. Без человека они погибнут:

останутся голодными, будут задыхаться без воздуха, заболеют, так как вода станет грязной...

П. Каким одним словом можно назвать рыбок, живущих в аквариуме?

Если дети затрудняются с ответом на этот вопрос, педагог подсказывает слова «декоративные, аквариумные», объясняет их значение. Предлагает выбрать картинки с изображением корма и условиями для жизни рыбок, для составления рассказа о декоративных рыбках.

занятие в старшей группе

Условия, необходимые для жизни декоративных рыбок

а – дом;  б – человек;  в – глаза, чтобы ими любоваться;  г – песок, камушки;

д – растения;  е – вода;  ж – тепло;  з – свет;  и – корм.

Дети должны выбрать следующие карточки: дом, человек, аквариум, глаз и составить определение «аквариумные рыбки» по ним.

П. А что является главным условием для жизни рыб в аквариуме?

Д. Главным условием является вода. Рыбки живут только в воде.

Часть 4. Комбинации рыбок.

П. Вспомним, сколько рыбок мы хотели поселить в аквариуме, и каких?

Д. Три рыбки две большие и одну маленькую.

П. В зоомагазине оказалось в продаже пять видов рыбок: серебристый карась, золотая рыбка, меченосец, золотистый карасик, сомик .

Дети рассматривают графические модели рыбок прикреплённые к фланелеграфу.

занятие в старшей группе

П. Определите, какая модель какой рыбке соответствует.

Дети по размеру овалов и их цвету определяют, какой овал какой рыбке соответствует: серый большой овал — серебристый карасик, красный большой овал — золотая рыбка, желтый большой овал — золотой карась, зеленый маленький овал — меченосец, коричневатый овал — сомик.

П. На какие две группы можно разделить этих рыбок?

Д. На две группы: большие и маленькие рыбки.

Вызванный ребенок делит овалы на две группы: разбивает множество на два подмножества).

П. Сколько видов больших рыбок продавали в зоомагазине?

Д. Три вида: серебристый карась, золотая рыбка, золотистый карась.

П. Сколько видов маленьких рыбок продавали в зоомагазине?

Д. Два вида: меченосец, сомик.

П. Давайте, определим, какие наборы рыбок можно сделать. У вас есть модели рыбок  (овалы). Составьте наборы из двух больших рыбок и одной маленькой и расскажите о своем выборе соседу по столу.

Дети составляют из овалов наборы рыбок и объясняют свой выбор. Педагог фиксирует наборы на наборном полотне или фланелеграфе.

занятие в старшей группе

П. Молодцы! У вас получилось восемь различных наборов — и все красивые!