Семья и школа в учебно-воспитательном процессе. Родительские собрания

(3 голоса, среднее 5.00 из 5)



семья и школа, взаимодействие школы и семьи, семья дети школа

Безусловно, в третьих-четвертых классах связь учителя с родителями уже не такая постоянная и тесная, как в первом классе. Да и помощь ребенку в учебе со стороны родителей переходит постепенно в контроль. Поэтому в этот период важная роль отводится родительскому собранию. Их следует планировать, тщательно готовить. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер, иметь целью углубить знания родителей по вопросам педагогики, психологии.

На родительском собрании необходимо акцентировать внимание на значимости межличностных отношений в семье для формирования личности ребенка. Ведь семья является лучшей воспитательным средой. И родители всегда является примером для подражания, потому что с колыбели одаривают своих детей родительской любовью. Они формируют интересы, вкусы, влияют на выбор друзей, будущей профессии. Взгляды и поведение является решающим фактором при формировании собственного «я» ребенка в младшем школьном возрасте.

На родительском собрании должна господствовать атмосфера добра и доверия, взаимоподдержки и взаимопомощи. Собрание - это непринужденное, равноправное общение. Это уроки учительских размышлений и повышения педагогического мастерства родителей. Следует также помнить, что каждый родитель хочет получить на собрании глубокую (положительную) информацию о своем ребенке, его успехах, трудностях. Надо стремиться создать у родителей ощущение, что эти родительские собрания углубили их знания, принесли ощущение значимости как родителей, так и их ребенка в классном коллективе и следующая встреча максимально важна и ее не стоит пропускать. Именно на родительском собрании планируются ближайшие дела класса-семьи, распределяются обязанности по подготовке к ним.


В начале каждых тематических сборов - советы психолога, педагога или других специалистов, просмотр видеоматериалов и обсуждение или дискуссия после него, решение педагогических задач, тестирование, разыгрывание ситуаций, обмен опытом семейного воспитания, совместный поиск ответов на различные вопросы. На собрании родители должны увидеть результаты обучения своего ребенка, услышать советы, как помочь ребенку, найти ответы на свои вопросы.

Тематика родительских собраний может быть разнообразной. Например: «Давайте познакомимся», «Особенности учебной и игровой деятельности первоклассников», «Условия успешного воспитания детей в семье», «Безопасность и здоровье школьника», «Как помочь ребенку учиться», «Все дети - способны», «Проблемы общения родителей и детей», «Влияние авторитета и личного примера родителей на формирование нравственных ценностей ребенка», «Проблемы свободного времени и организация отдыха младших школьников».

Как добиться того, чтобы родители всех учеников класса посещали родительские собрания? Необходимо подбирать удобный для родителей день и время собрания. Готовясь к ним, учитель должен продумать, в какой форме заранее сообщить родителям об их проведении.

В начале или в конце встречи с родителями можно проводить открытый урок, детский концерт, спектакль или семейный праздник. Ведь среди учеников есть певцы, ораторы, артисты и танцоры. Родителям интересно увидеть, какой неповторимой личностью является их ребенок для учителя и одноклассников. Желательно во время проведения таких открытых мероприятий для родителей умело привлечь их к участию, совместной работе, совместному поиску, чтобы стали они не пассивными зрителями, а активными и неравнодушными участниками мероприятия.

Важно, чтобы учитель, дети и родители за годы обучения в начальной школе стали единым коллективом, одной классной семьей. А это возможно лишь при условии общей цели и деятельности. Учитель в классе работает не только над формированием знаний родителей по основам семейного воспитания, но и над реализацией этих задач на практике - привлечением их к воспитанию детей, к жизни классного коллектива. Потому педагогическое содружество учителя и родителей - мощная воспитательная сила.