Семья-как фактор социализации детей

(4 голоса, среднее 5.00 из 5)



семья,социализации детей

Процесс социализации ребенка начинается сразу после рождения. Личности мальчика и девочки родители медленно, но верно подгоняют к существующим у них в сознании представлениям (модели) социальной роли мужчины и женщины.

Делают это – по отношению к мальчикам и девочкам – разными способами, ведь от детей разного пола ожидаются разные типы поведения в обществе. При этом принято считать, что ребенок окончательно понимает принадлежность к своему полу (говоря по-научному, обретает свою социополовую идентичность, моделью которого выступает один из родителей) примерно к 3 годам. С 3-х лет у ребенка начинается активная ориентация на социальные контакты – и именно тогда общество активно начинает лепить из него то, что нужно именно ему, обществу.

«Родительство» определяется И.С.Коном как «система взаимосвязанных явлений:

а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям;

б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры;

в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д.

Почему девочки, имеющие высокие достижения в школе, хотят быть просто служащим, просто клерками, но не претендуют на более высокий статус даже в мечтах? Почему на одну мужскую жертву домашнего насилия приходится девять жертв женского пола?

Чтобы понять процессы и закономерности, лежащие в основе недореализованности интеллектуального потенциала женщин и эмоциональной ограниченности современных мужчин, необходимо призвать на помощь социальные теории, одной из которых является «теория  гендерных отношений».

В разных семьях «подгонка» ребенка под типичный образ мальчика или девочки делается по-разному, но исследования социологов доказывают, что есть нечто общее: большинство отцов и матерей предпочитают видеть в поведении детей обоего пола подчинительные формы. Особенно, это типично для тех, кто воспитывает девочек: 73% матерей полагают, что подчинительность для их дочек – это не так уж и плохо, что такие качества характера как «готовность слушать взрослых», «уступать, а не настаивать», «не идти напролом», терпеть и вообще «быть выдержанной», подчинять свои интересы интересам других и доверяться – как говорится, «в жизни не помешают» и даже более того, должны быть воспитываемы более в девочках, нежели в мальчиках.

Исследования гендерных отношений постепенно становятся неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Всякая социологическая теория предполагает некоторую интерпретацию социально организованных отношений между полами. Масштабные социально-культурные и политические изменения статусных позиций различных социальных групп и категорий граждан. В сфере гендерных отношений эти изменения приводят к таким явлениям как изменение структуры семьи, изменение структуры социальных гарантий и т.д.

Репрессивный характер социализации проявляется через гендерную тенденцию воспитания. Ребенок воспитывается в зависимости от пола, воспитание девочек и мальчиков отличается в том смысле, что детям навязываются разные роли, ценности и поведение. При этом воспитание мальчиков имеет милитаристический характер, а девочек – унижающий их человеческое достоинство. Можно сказать, что девочкам прививается незначительность индивидуальной экзистенции, и их жизнь может быть оправдана только в случае, если она выполнит свое природное предназначение. Поэтому девочку воспитывают как будущую мать или, скорее всего, будущую жену, которая не должна иметь своей личной жизни, а жить для мужа и для детей.

По степени применения насильственных методов воспитания в отношении мальчиков и девочек различия не наблюдаются, но насилие над девочками носит сексуальный характер, т.е. девочку унижают по признаку пола.

Поведение девочек ограничивается в большей степени, чем мальчиков, им прививается их неполноценность, а мальчикам – превосходство.


Тяжелая роль будущей жены ложится на плечи девочек. Их запугивают: если не будешь готовить, никто тебя не возьмет замуж, будешь капризной и упрямой, муж уйдет. Девочкам также нельзя прыгать, кричать: «не кричите, вы же девочки», они должны быть скромными, пассивными, уступчивыми, иначе их называют «мужик в юбке». Девочку воспитывают физически и психологически беззащитной. Девочкам прививают второсортность.

Именно в школе в полную силу обнаруживают свое практическое значение гендерные стереотипы, определяются гендерные роли. Характер гендерных отношений в школе закладывает подобные отношения в будущем и может повлиять на отношения в собственной семье.

Одним из негативных составляющих гендерных отношений является насилие. В начальной школе проводилось исследование. Цель данного исследования-попытка изучить характер взаимоотношений между мальчиками и девочками с точки зрения гендерного насилия. С ситуацией насилия может столкнуться любой человек – не один из нас не застрахован, например, от неожиданного нападения на улице. Насилие многолико: от вытесненного из памяти растления в детском возрасте до хронического домашнего насилия – побоев, оскорблений, эмоциональной агрессии, психологического давления…

Исследования показали, что качество настоящего мужчины для мальчиков и девочек различно. Для мальчиков главным качеством является сила, для девочек – внимание, заботливость.

Другой аспект гендерных стереотипов определялся с помощью вопроса:

«Что ты  ценишь в мальчиках (девочках) вашего класса?» Наиболее предпочитаемые качества мальчиков имели большие гендерные различия для школьников. Для мальчиков это сила и мощь, для девочек – доброта, способность защищать девочек. Мальчики ищут возможность показать свою силу и власть, используя девочку как объект такой демонстрации.

Социальная роль мужчины и женщины определялась с помощью интервью: кому легче живется мужчине или женщине? 83% опрошенных ответили, что легче живется мужчинам. Типичные ответы: мужчины могут за себя постоять, а женщины нет; мужчину никто не обидит, потому что он сильный, а женщину могут обидеть; мужчина глава семьи, он дает всем указания, мужчина мало помогает женщине; мужчина не занимается хозяйством, а женщина стирает, моет посуду, готовит; мужчина сидит в кресле и читает газеты, а женщина заботится о детях, муже, готовит покушать. 17% ответили, что легче живется женщинам (женщина ловкая и красивая, может находиться дома, а мужчина должен зарабатывать деньги на всю семью; женщине не надо драться; женщина может не работать, а заниматься своими любимыми делами).

На вопросы « Обижают ли тебя мальчики вашего класса? Обижают ли тебя девочки вашего класса?» получили такие ответы:

Девочки, обиженные девочками – 12%

Девочки, обиженные мальчиками – 37%

Мальчики, обиженные мальчиками – 20%

Мальчики, обиженные девочками – 16%

Данные показывают, что число девочек, обиженных мальчиками намного выше. Гендерное насилие в школьной группе 2 класса существует. Преобладает насилие мальчиков над девочками.

Формы насилия: дразнят, пинают, бьют, таскают за волосы, ставят подножку, кусают, плюют, обзывают, портят вещи.

Ясно, что в школьной группе наиболее выражено насилие мальчиков против девочек. Главные мотивы это желание побегать, поиграть, стремление привлечь внимание, проявление силы и власти.

Современное семейное воспитание исходит их патриархальных традиций, не предполагающих соблюдения равноправия среди мужчин и женщин.

Собственно, весь смысл и суть данной статьи сводится к одной простой истине, что личность человека должна быть выше и важнее его пола…