Урок окружающего мира в 1 классе: «Почему радуга разноцветная?»

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Цель (познавательная): выяснить, что такое радуга и как она возникает?

Задачи:

1. Познакомить детей с цветами радуги и их последовательностью;

2. Развивать образное мышление, любознательность; способствовать развитию эмоций и интеллекта;

3. Воспитывать у учеников начальной школы стремление к эстетическому восприятию окружающего мира, интерес к явлениям природы.

Цель (здоровьесберегающая): опосредованная коррекция зрения за счет  использования современных здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Активизация глазодвигательных функций и развитие зрительного (цветового) восприятия.

2. Использование элементов цветолечения.

3. Развитие осязания и мелкой моторики рук.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, изображения солнышка и тучки,  предметов в разных тонах, стеклянная призма, зеркальце (фонарик),  мыльные  пузыри, разные материалы для работы  по группам  (пластилин, пуговицы, нитки, полоски бумаги, цветные карандаши).

Форма урока: урок – исследование

Примечание: здоровьесберегающие  виды деятельности в конспекте обозначены звездочкой

Ход урока окружающего мира в 1 классе

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Приглашаю вас на урок окружающего мира и думаю, что всем нам будет интересно. Хотели бы вы узнать, что мы будем изучать на уроке?

II. Введение в тему и постановка цели урока.

Глазодвигательная гимнастика:

1 группа детей ловит глазками каждый лучик солнца;

2 группа  детей ловит глазками каждую каплю дождя из тучки.

Загадка:   Солнце светит и смеется,

А на землю дождик льется,

И выходит на луга

Разноцветная дуга.

- Что это за дуга?  (Радуга).  Это и есть тема нашего урока.

- Кто из вас видел радугу?  Поставим  перед собой цели урока.

- Что бы вы хотели узнать про радугу?

- Посмотрите на экран, и вы увидите,  какая она красивая.  (Слайды 2 - 8).

- Какое настроение вы испытываете,  когда смотрите на радугу?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». «Райская дуга» называли ее в старину и верили,  что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

III. Практическое исследование. Проблемная ситуация.

- Как появляется радуга?

- Почему радуга разноцветная?

- Сколько цветов у радуги?

Учитель показывает опыт:  освещает стеклянную призму при помощи зеркальца или фонарика.

Когда лучи солнечного света проходят через каплю дождя (призму), они преломляются и распадаются на разноцветные лучики. Это и есть радуга.

(Слайд 9).

- Кто знает,  сколько цветов у радуги?

* Релаксационная пауза для снятия зрительного напряжения, расслабления мышц глаз. (Физминутка на экране).(Cлайд 10).

IV. Последовательность цветов радуги.

Цвета радуги всегда расположены в одном порядке. Запомнить их можно с помощью такой фразы: «Каждый охотник желает знать,  где сидит фазан». (Слайд 11).

* Стимулирующий массаж для улучшения кровообращения в органах зрения.

Дождик

Капля первая упала:  кап!

И вторая пробежала: кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки «Кап, Кап»  запели.

Намочились лица, мы их вытираем.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

V. Ассоциативный эксперимент.

* Элементы цветолечения

- Оказывается, каждый цвет радуги влияет на ваше самочувствие и на ваше зрение.

Учитель показывает изображения в разных  тонах:

(Показ слайдов)

Характеристика цвета

(для усвоения детьми)

Лечебный эффект

(коррекционные пояснения)

Красный цвет  (если долго смотреть) утомляет  глаза, но,  если периодически   повышает работоспособность.

Картина может использоваться для лечения близорукости, астигматизма, косоглазия и амблиопии у детей.

Оранжевый цвет способствует усвоению и запоминанию материала. Это цвет радости. Если вы огорчены, то посмотрите на картинку в оранжевых тонах, и к вам вернется хорошее настроение.

Картина может быть использована при близорукости, дистрофии сетчатки, амблиопии, атрофии зрительного нерва.

Желтый хорошо снимает чувство усталости, самый теплый и ласковый цвет.

Рекомендовано при дистрофиях сетчатки, атрофиях зрительного нерва, амблиопии и косоглазии.

Зеленый – успокаивающий, самый полезный для зрения цвет. Чаще смотрите на такие изображения.

Рекомендовано при спазме аккомодации, компьютерном утомлении, дистрофиях сетчатки.

Голубой – цвет неба, цвет воды, снимает напряжение.  Хорошо  повесить такие картины в спальне.

Картина может быть полезна при воспалительных заболеваниях  глаз, близорукости, спазме  аккомодации.

Синий – цвет покоя и уверенности, создает обстановку для успешной  работы.

Применяется при воспалительных заболеваниях глаз, глаукоме,  катаракте,

помутнениях роговицы.

Фиолетовый – цвет преодоления трудностей.  Если  у вас не решается задача, то посмотрите на фиолетовую картинку, и вы обязательно найдете решение.

Целесообразно применять при катарактах, помутнениях роговицы.

- Подумайте, какой ваш любимый цвет? Ответ дадите по моему знаку одновременно: скажете свой любимый  цвет, а я поймаю его в ладошку.

VI. Практическое наблюдение.

* Расслабляющая пауза, гимнастика для глаз через наблюдение за мыльными пузырями.

Демонстрация ученикам двух видов мыльных пузырей, больших и маленьких.

- Попробуйте разглядеть на поверхности мыльных пузырей  цвета радуги.

VII. Закрепление знаний, полученных на уроке.

*  Развитие осязания и мелкой моторики рук.

1)  Украсьте хвост фазана цветами радуги.

урок окружающего мира в 1 классе радуга

2) Выложите радугу из разных материалов:

- из пластилина;

- из пуговиц;

- из ниток;

- из полосок бумаги;

- раскрасить цветными карандашами цвета радуги.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- О чем узнали на уроке?

- Что больше всего вам запомнилось на уроке?

- Отразите свое настроение цветом, для этого выберите нужный по цвету кружок. Объясните свой выбор. Результативность урока, покажите смайликом. Если он улыбается, то урок  вам понравился. Если остались  недовольны своей работой на уроке, то смайлик грустный.

Вручение призов за хорошую работу на уроке – коробки с мыльными  пузырями  для наблюдения в свободное время.

Скачать презентацию к уроку окружающего мира в 1 классе: «Почему радуга разноцветная?»