Урок русского языка в 3 классе: «Род имён существительных»

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Цели: Познакомить детей с грамматическим признаком имени существительного - родом, научить определять род имён существительных.

Развивать мышление, орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работать в группе, умение слышать и слушать своих товарищей.

Воспитывать уважение к родному языку.

Ход урока русского языка в 3 классе

Организационный момент.

Минутка чистописания.   (слайд 1)

На слайде слова: ягода, кастрюля, расстояние, Валя.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех словах и может разделить их на две группы.

- Какая это буква? Я

- На какие две группы она может разделить их на две группы? (в словах кастрюля и Валя она обозначает один звук, а в словах ягода и расстояние обозначает два звука)

- Определите последовательность букв в этом ряду: Яяа Яяб Яяв Яя…

- Напишите данную цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки.

-  Открывается вторая строчка: Друзья познаются в беде.

- Прочитайте пословицу и объясните её смысл.

- Какие орфограммы встретились в словах?

Запишите пословицу по памяти.

Актуализация знаний. (слайд 2)

На слайде слова

прыгать

привёз

стареть

варили

мыть

смеются

солдат

гнездо

квартира

море

книга

помидор

яркий

большая

мокрое

весёлые

добрый

зелёная

- В каком столбике слова являются именами существительными? (2)

- Докажите.

- Что такое имя существительное? Найдите правильный ответ на экране.

- Какие предметы обозначают имена существительные? (людей, животных, неживые предметы, явления природы)

Изучение нового материала.

- Внимательно посмотрите на эти слова.

- На сколько групп их можно разделить? (2)

- А можно их разделить на 3 группы? Давайте попробуем. (слайд 3)

- в 1 группу включите слова, к которым можно подставить

он, мой

солдат

помидор

-  Назовите имена существительные, к которым можно подставить – как вы думаете какие слова?

Она, моя

картина

книга

- Прочитайте оставшиеся имена существительные. Какие слова можно подставить к этим именам существительным?

Оно, моё

гнездо

море

- Распределив имена существительные по трём группам мы раздели их по родам. Род – это грамматический признак имени существительного.

В русском языке 3 рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из трёх имеющихся родов.

- Как вы думаете, какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой?

-  Какого рода имена существительные, к которым  можно подставить       Она, моя?

- Определите род имён существительных, к которым можно подставить слова Оно, моё?

- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (учиться определять род существительных)

- Запишите в тетради тему урока

Род имён существительных. (слайд 4)

Мужской          женский        средний

Он, мой            она, моя          оно, моё

- Попробуйте подобрать свои слова к каждому столбику.

( слабым детям раздать карточки, на которых готовые слова, остальные составляют сами)

Проверка. Зачитайте, какие слова вы составили?

Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Закрепление изученного. (слайд 5)

Работа в парах. Провести соответствие.

Яблоко

Пенал                             м.р.

Собака

Картина

Расстояние                      ж.р.

Берёза

Заяц

Окна                               с.р.

Женя

очки

- Как вы определили род существительных?

- Какое слово вызвало затруднение?

Работа в группах.

Задания для групп:    (слайд 6)

1 группа – переставь слоги в словах. Изменится ли значение слов? Запишите новые слова, определите род.

Камыш, мама, навес, скала, насос.

2 группа – выберите только имена существительные, припишите к ним существительное, противоположное по значению, определите род. (слайд 7)

Лёгкий –

День –

Смех –

Тянуть –

Твёрдый –

Молодость –

Свет -

3 группа – главного героя из сказки К. Чуковского «Крокодил» встречали друзья. Распределите названия зверей по родам. (слайд 8)

Но тут распахнулись двери,

В дверях показались звери:

Гиены, удавы, слоны,

И страусы и кабаны,

И слониха, щеголиха,

Стопудовая купчиха,

И жираф, важный граф,-

Все приятели – друзья,

Вся родня и кумовья.

4 группа – отгадайте загадку – шутку: (слайд 9)

Какие дни недели принадлежат мальчикам?

Какие дни недели принадлежат девочкам?

Какой общий день?

В каких названиях дней недели звуков меньше, чем букв? Почему?

5 группа – как-то существительные решили поиграть в прятки и притаились в других словах. Отыщите их, запишите и определите род. (слайд 10)

Белая, снегирь, удалось, разбегусь, шарфик, футболист, роса, зелёный, почки, удержать, небо, радостный, брюки.

Работа с учебником.

Выполните упр. 1 на стр.135. Проверка.

Итог урока.

- Какой из перечисленных животных является символом наступающего года? (тигр)

- Без чего не бывает Нового года? (без ёлочки)

- Вы бы хотели, чтобы в нашем классе была нарядная ёлочка? (на доску прикрепляется ёлочка)

- Чего не хватает на ёлке? (украшений)

- Украшения есть, но прежде, чем повесить украшение, надо определить род предмета.

Рефлексия. Домашнее задание

_ На улице очень много снега. Из чего состоит снег? (из множества снежинок). Давайте воспользуемся снежинками, которые лежат в конверте и прикрепим их на доску вокруг ёлочки.

Если вам было интересно и легко на уроке вы прикрепите снежинку высоко.

Если были небольшие трудности, сомнения – пониже.

Если вам не всё было понятно, не разобрались в теме – ещё ниже поместите снежинки.

У нас получился снегопад!

Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок!

Скачать презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему род имён существительных