Конспект урока окружающего мира: «Живая природа. Живые организмы. Человек».

(3 голоса, среднее 4.67 из 5)



Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока.

– Тема нашего урока – «Живая природа. Живые организмы. Человек». Это первый урок раздела «Человек разумный – часть природы».

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Почему растения, грибы и животных называют живыми организмами?

Определяет признаки живых организмов:

- рождаются;

- питаются;

- дышат;

- растут;

- развиваются;

- оставляют потомство.

– Прочитайте текст учебника.

Работа в парах.

– Прочитайте текст учебника.

– Расскажите соседу по парте о прорастании семени фасоли, а он посмотрит рисунок и сообщит, как появляется на свет и развивается аистёнок.

Беседа.

а) Удивляют ли вас слова: «Люди – тоже часть живой природы»?

б) И все же человек отличается от растений, грибов и любого другого животного. В чем же самое главное отличие человека?

в) Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о разумной деятельности человека на Земле. Приведите свои примеры.

г) Чем похожи люди между собой?

д) Вы назвали много признаков, по которым люди похожи друг на друга: это черты лица, части тела, характер и др.

е) Рассмотрите рисунки в учебнике и назовите основные части тела человека.

ж) Все люди имеют одинаковое внешнее строение. Как можно отличить одного человека от другого?

Ответы

а) (Как и все другие организмы, человек дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.)

б) (Человек отличается от других существ, живущих на Земле, тем, что он существо разумное! Только он может читать, писать, считать, рисовать, сочинять стихи. Только человек может делать то, что нужно другим живущим на Земле, даже создавать то, чего не создала природа.)

в) (Люди прокладывают дороги, выводят новые породы животных, работают на компьютерах, учат детей в школе.)

е) (Это голова, шея, туловище (грудь, живот), верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).

ж) (Люди отличаются друг от друга ростом, весом, цветом кожи, глаз и волос, формой носа и ушей.)

У людей по-разному развиты физические качества: сила, выносливость, ловкость, гибкость. Люди отличаются и чертами характера: одни более добры, честны, аккуратны, вежливы, отзывчивы, трудолюбивы, другие менее. Одни хорошо запоминают стихи, другим это дается с трудом. И думают, и фантазируют люди по-разному.

Игра «Снежинка» (показывает, что все думают и действуют по-разному).

Учитель раздает учащимся по листку бумаги и объясняет, что все должны действовать по его указаниям:

1. Взять листок бумаги.

2. Сложить его вдвое.

3. Оторвать верхний правый угол.

4. Снова сложить бумагу вдвое.

5. Оторвать верхний правый угол.

6. Снова сложить бумагу вдвое.

7. Оторвать верхний правый угол.

8. Снова сложить бумагу вдвое.

9. Вновь оторвать верхний правый угол.

10. Развернуть листок бумаги.

Обратите внимание на то, как по-разному выглядят получившиеся у вас листки бумаги. Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно?

- (Нет.)

Почему? (Потому что все выполняли инструкцию учителя.)

Почему же листки надорваны так по-разному? (Потому что каждый истолковал по-своему, что такое верхний правый угол свернутого листа бумаги.)

На свете не существует двух людей, даже близнецов, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. Чаще всего встречаются три основные группы рисунков – дуга, завиток и петля. Рассмотрите узоры своих пальчиков и определите, к какой группе они относятся.

Как бы люди ни отличались друг от друга, у них у всех одни и те же органы чувств. Каково их значение?

(У человека пять органов чувств: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания.)

С помощью какого органа чувств вы сможете распознать свои отпечатки пальцев? (С помощью зрения.)

Проведите опыт с водой. Расскажите, что вы видите, ощущаете, слышите, когда по вашей ладони бежит струйка воды из крана. Какие органы чувств вам помогли выполнить этот опыт? (Орган зрения, орган слуха, орган осязания, орган обоняния.)

Что вы еще знаете о воде? (Чистая вода не имеет вкуса и запаха.)

Как еще человек познает окружающий мир? (Из книг.)

Как животные получают информацию об окружающем мире? (Только с помощью органов чувств.)

Физкультминутка

Глазкам очень много дела:

На доске следить за мелом,

И в тетради – за словами,

И в окне – за облаками.

– Вы, глаза, смотрите,

Меня не подводите.

Всё запоминайте,

В тетради повторяйте.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание . Вписать в предложения пропущенные слова.

Человек – это часть _____ (живой) природы. Как и все живоё на Земле, он рождается, ____ (дышит), _____ (питается), _____ (растет), _____ (развивается). Основное отличие человека от других млекопитающих в том, что он существо _____ (разумное). Он может изготавливать изделия, писать, читать, _____ (сочинять музыку).

Задание.

Подпишите названия частей тела человека. (изображение человека на карточке. См. приложение 1.) (Правая рука, правая нога, правая стопа, голова, шея, туловище, пальцы руки, левая рука, левая нога, левая стопа.)

Задание .

Заполните схему на доске.

тест

- К какой части окружающего мира относится человек?

- Чем отличаются от неживых предметов живые организмы?

-  Прочитайте рассуждения Миши. Согласны ли вы с ним?

«Давайте приглядимся к человеку, а значит, – и к себе. Человек – часть живой природы. Все живое растёт. Я тоже расту, но я все-таки не растение. С раннего детства я ношу шляпки, но я, конечно, не гриб. Видимо, я отношусь к животным. Меня родила мама, выкормила молоком. На моей коже есть волоски. Значит, я – млекопитающее».

- Какие еще группы животных вам известны?

- Чем человек похож на разных животных и чем от них отличается?

Работа по карточкам.

Задание 1.

– Рассмотрите таблицу. Отметьте признаки и умения животных, которыми обладает и человек.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

1

2

3

‰            Костный скелет.

‰            Чешуя.

‰            Плавники и хвост.

‰            Дышат жабрами

Рыбы

‰     Быстро плавают.

‰     Глубоко ныряют.

‰     Ловко прячутся.

‰     «Разговаривают» в воде

‰            Три части тела.

‰            Шесть ножек.

‰            Чувствительные усики

Насекомые

‰     Строят жилища.

‰     Летают, бегают,

‰     ползают по потолку

‰     Крылья.

‰     Оперение.

‰     Две ноги.

‰     Голова с клювом

Птицы

‰      Высоко летают.

‰      Далеко видят.

‰      Строят гнёзда.

‰      Обучают птенцов

‰     Шерсть.

‰     Дышат лёгкими.

‰     Кормят детей молоком

Млекопитающие

‰      Хорошее зрение.

‰      Острый нюх.

‰      Воспитывают детёнышей.

‰      Некоторые поддаются обучению (выступ. в цирке)

Задание 2.

– Вставьте пропущенные в тексте слова.

Я не _________, хотя и умею плавать. Я не __________, ведь у меня не __________ ног. Я и не ________, у меня нет ________ для полёта. Я – ____________.

Слова для справок: рыба, насекомое, шесть, птица, крыльев, человек.

– Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? Давайте поразмышляем вместе.

Умеют ли животные читать, писать, сочинять стихи и рисовать? Придумали ли они буквы, цифры, ноты?

– Могут ли изобретать самолеты, автомобили и корабли, чтобы летать, ездить и плавать?

– Изготавливают ли инструменты для строительства своих жилищ?

– Вот и получается, что человек сильно отличается от животных. Он создает то, чего нет в природе. Изготавливает приспособления для облегчения своего труда. Изобретает разные приборы для изучения природы. Человек умеет устно и письменно излагать свои мысли.

Задание 3.

– Отгадайте загадки.

• He часы, а тикает. (Сердце.)

•Пять братьев: годами равные, ростом разные. (Пять пальцев.)

• На красной перекладине белые курочки сидят. (Зубы.)

• Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)

• Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы, рот.)

• Кушать очень помогает, рот закрыт – он отдыхает. (Язык.)

• Один говорит, двое глядят, двое слушают – что это? (Язык, глаза, уши.)

• Живёт мой братец за горой,

Не может видеться со мной. (Глаза.)

• Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей. (Нос.)

• Два братца через грядку глядят – друг друга никогда не видят. (Глаза.)

• На одном лугу шелковистая трава растет, да скот эту траву не ест. (Волосы.)

• Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

• Их не сеют, не сажают, а они сами вырастают. (Волосы.)

• Ни тело, ни дух, а с крыльями, к кому подлечу, как раз научу. (Ум.)

• Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

• Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. (Руки.)

• Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

• За белыми березами – бездонная яма. (Рот и зубы.)

• Между двух светил я в середине один. (Нос.)

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Зачем нужно знать, чем человек отличается от других млекопитающих, чем похожи все люди?

– С каким настроением вы уходите с урока? Почему?

5. Домашнее задание.

Приложение 1.

тест

Скачать презентацию к уроку окружающего мира: «Живая природа. Живые организмы. Человек».