Урок русского языка в 7 классе: «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
Ход урока русского языка в 7 классе
I. Организационный момент Слайд 1
Учитель настраивает на работу, создаёт комфортную обстановку
II. Повторение предыдущего материала
Вопросы о части речи которую изучали ранее и т.п.
Учитель: Посмотрите на экран. На экране появилось первое задание. Слайд 2
Записываем в тетрадь и графически обозначаем.
Задание 1
1. Вспомни как пишутся буквы Е, Ё, О в разных морфемах (Инструкция №1)
2. Распредели словосочетания, учитывая способ написания и обозначения орфограммы.
Тихий ш..рох, ровный ш..в, солнечным луч..м, тёмной туч..й, выпал снеж..к, плюш..вый медведь, освещ..нный светом, выкраш..нная скамейка
О |
Е |
Ё |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(После записи предлагается прокомментировать записанное, вспомнить, какие правила применялись для выполнения задания).
Учитель: Есть ли среди записанных слов причастия. Назовите их разряд, время. Вы знаете какую букву нужно писать в причастиях после шипящих? Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 3
Ученики предлагают свой вариант
Тема урока: Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
III. Формулирование цели урока
Чему мы сегодня будем учиться?
Учитель: Слайд 4 определить какую букву нужно писать С-5
Задание 2
1.Прочитай орф. 55 с. ___(учебник) и научи своего товарища правильно писать причастия. На доске появляется правильная запись
2.Вставь в предложения пропущенные слова и буквы:
1). В суффиксах существительных и ......... после.............. под ударением пишу ....., а не под ударением.....
2). В суффиксах страдательных ..................... времени после ............ под ударением пишу ...., а не под ударением .....
3). В ................ глаголов после ............. под ударением пишу ...
У доски по одному ученик заполняет пропуски
Слайд 6
Проверяется умение образовывать страдательные причастия , выделение орфограммы.
Задание 3
Образуй от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени:
самопроверка
Ограничить -_________________________
Потушить-___________________________
Раскрасить-___________________________
Обезводить-__________________________
Раскрепостить-________________________
Слайд №7
IV.Распределительный диктант.
Задание 4
Выполни упражнение 140 с. ___: распредели словосочетания с причастиями на 2 группы (1- ё, 2 – е) ( взаимопроверка)
Слайд 8
Отгадайте загадки.
Ответы связаны с темой нашего урока
Мне щёки, руки, нос
Обжёг сегодняшний мороз.
Как быстро излечить мне все ожоги?
Ведь мама, бабушка – не боги?
На маленький мячик он очень похож,
Но очень холодный, для солнца негож. (Снежок)
Праздник, праздник у ворот!
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок-
Красный маленький ...флажок
Не летаю, не хожу,
А верчусь я и жужжу.
Как устану,- перестану,
Упаду и полежу. Волчок
Задание 5 Слайд 9
VI. Работа с текстом
Сначала текст читают дети про себя, а затем кто-то из детей вслух.
Учитель: Определите, к какому типу относится данный текст.
(Если сразу не отвечают, что это описание, то прибегнуть к подсказке).
Учитель: Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму. Подчеркните причастные обороты в тексте. У доски ученик обозначает
освещённый
расчищенная
поражённые
окружённая
выкрашенным
Учитель: Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу своего товарища. (Взаимопроверка).
Слайд 10
Задание 6 Проблемный вопрос? Способы образования
Подумай и ответь, почему в словах УЧЁНЫЙ, ТУШЁНКА, НОЧЁВКА, ДИРИЖЁР, ТРЕНАЖЁР пишется Ё?
VII. Подведение итогов Слайд 11
Учитель: Чему учились? Что помогало?
(По ходу ответов детей на экране появляется запись с выводами урока).
Подведем итоги:
Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Помогала постановка ударения.
VIII. Рефлексия Слайд 12
Ученики отмечают смайлики в зависимости от своего настроения
Оценки
Тест «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
1. Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё после шипящих).
1) лучОм – в окончании существительного, под ударением
2) дешЁвый – в суффиксе прилагательного, под ударением
3) тушЁнка – в суффиксе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном
4) вооружЁнный – в суффиксе причастия
2. В какой строке во всех словах пишется О?
1) вооруж…нный, напереч…т, ж…сткий, свеч…й
2) окруж…нный, сокращ….ный, гараж…м
3) борщ…вый, лапш…й, ш…в, гребеш..к
4) ещ…, ч…ткий, сожж…нный, размеж…вка
3. В какой строке во всех словах пишется О?
1) щ…лкать, гладкош…рстный, ч…рствый
2) ч…рточка, ш…у, кумач…вый, щ…лка
3) копч….ный, дж…нка, молодож…н, сч..т
4) ож…г руки, руч…нка, душ…нка, меш…чек
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок русского языка в 6 классе: «Морфологический разбор имени существительного»
- Урок русского языка в 7 классе: «Обобщающее повторение по теме «Предлог»
- Урок русского языка в 5 классе: «Виды глагола»
- Урок русского языка в 9 классе: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
- Урок русского языка в 9 классе: «Практические занятия по подготовке учащихся к ГИА»
Более старые статьи:
- Урок русского языка в 6 классе: «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
- Конспект урока по русскому языку для 6 класса: «Местоимения-существительные как часть речи»
- Конспект открытого урока русского языка в 5 классе: «Синтаксический разбор простого предложения»
- Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание чередующихся гласных а–о в корне лаг-лож»
- Конспект открытого урока русского языка в 10 классе: «Постановка запятой в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ»