Конспект урока по русскому языку для 6 класса: «Местоимения-существительные как часть речи»

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Данный урок русского языка предназначен для учеников 6 класса и  представляет собой комбинированную форму по актуализации и закреплению имеющихся знаний. Задания, которые выполняют ученики в течение урока, помогают не только вспомнить пройденный материал, но и закрепить его. Фронтальный опрос, индивидуальные задания, работа по алгоритму, работа с текстом, работа на скорость, работа в группах – все эти формы продемонстрированы и помогают раскрыть потенциал каждого ребёнка, реализовать личностно-ориентированный подход.

Урок составлен с учётом требований ФГОС.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, тетради, учебники, карточки с заданиями, схемы и таблицы.

Ход урока по русскому языку для 6 класса:

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Чтобы лучше чувствовать плечо друга в пути, мы сегодня работаем в группах. Но для начала, загляните  себе под стульчики. (У каждого приклеены различные геометрические фигурки разных цветов. Ученики должны разбиться на группы, учитывая те фигурки, которые они нашли. Треугольники, квадраты, круги и пирамиды. Должно получиться 4 команды). Каждая группа получит конверт с заданиями, за правильность выполнения которых будут начисляться баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, получит сладкий приз. Также, группа получает алгоритм оценивания и распределяет должности в команде (руководитель, секретарь, хранитель времени). В конце урока ребята должны будут оценить свою работу.

2. Актуализация опорных знаний.

На доске выплывает текст, в каждом предложении которого имеются местоимения. Задачам учеников, определить, какая часть речи встречается чаще всего в каждом предложении и назвать её. (Ребята сообщают, что это местоимение). Приложение № 1.

3. Постановка целей и задач урока.

Далее детям предлагается, исходя из того материала, который они выделили в первом задании, определить самостоятельно цели и задачи урока. Каждая группа зачитывает по одной цели (в конце урока мы должны будем определить, достигли поставленного или нет).

4. Усвоение и закрепление материала. Отработка знаний, умений, навыков.

Слово учителя: Ребята, как вы думаете, местоимения – существительные встречаются только в русском языке? (ответ: нет) А в каких ещё языках мы с ними можем столкнуться? (в английском, в арабском, немецком, испанском и т.д.) Приведите, пожалуйста, примеры местоимений в английском языке (дети называют, затем, выводится табличка, и ребята проверяют, все ли местоимения они назвали). Приложение № 2.

Далее на интерактивной доске выводится слайд – табличка. В первом столбике записаны местоимения, во втором – разряды. От команд выходит по одному представителю и соотносят между собой первый и второй столбики.

Приложение №3. Затем, в зависимости от того, какие разряды выделила данная команда, ребятам раздаются конверты, в которых содержится задание, относящееся только к местоимениям, выбранных ими разрядов.

Даётся 15 минут на выполнение всех заданий. Ребята должны распределить задания в группе, чтобы уложиться по времени (задания в приложении № 4).

5. Физкультминутка.

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно.

6. Презентация заданий.

По истечению времени, ученики сдают сделанные задания в конвертах, а с последним творческим заданием выступают перед классом, презентуют свой разряд местоимений, опираясь на задания, которые необходимо было выполнить и свои актуализированные знания. После урока задания проверяются и выставляется вторая оценка.

7. Подведение итогов.

Затем, подводят итог в группах, всё ли получилось, достигли ли поставленных целей, выставляют оценки по алгоритму.

8. Рефлексия.

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

- личной активности.

В конце урока этот график сдаётся.

Вывод: ребята на уроке актуализировали знания, имеющиеся ранее, по местоимениям – существительным. Данный материал был закреплён, благодаря выбранным формам работы, и подобранным заданиям. Включение метапредметных связей помогает ученикам представить роль и место местоимений не только в русском, но и в других иностранных языках, а также сравнить их между собой.