Конспект урока по русскому языку для 6 класса: «Местоимения-существительные как часть речи»
Данный урок русского языка предназначен для учеников 6 класса и представляет собой комбинированную форму по актуализации и закреплению имеющихся знаний. Задания, которые выполняют ученики в течение урока, помогают не только вспомнить пройденный материал, но и закрепить его. Фронтальный опрос, индивидуальные задания, работа по алгоритму, работа с текстом, работа на скорость, работа в группах – все эти формы продемонстрированы и помогают раскрыть потенциал каждого ребёнка, реализовать личностно-ориентированный подход.
Урок составлен с учётом требований ФГОС.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, тетради, учебники, карточки с заданиями, схемы и таблицы.
Ход урока по русскому языку для 6 класса:
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Чтобы лучше чувствовать плечо друга в пути, мы сегодня работаем в группах. Но для начала, загляните себе под стульчики. (У каждого приклеены различные геометрические фигурки разных цветов. Ученики должны разбиться на группы, учитывая те фигурки, которые они нашли. Треугольники, квадраты, круги и пирамиды. Должно получиться 4 команды). Каждая группа получит конверт с заданиями, за правильность выполнения которых будут начисляться баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, получит сладкий приз. Также, группа получает алгоритм оценивания и распределяет должности в команде (руководитель, секретарь, хранитель времени). В конце урока ребята должны будут оценить свою работу.
2. Актуализация опорных знаний.
На доске выплывает текст, в каждом предложении которого имеются местоимения. Задачам учеников, определить, какая часть речи встречается чаще всего в каждом предложении и назвать её. (Ребята сообщают, что это местоимение). Приложение № 1.
3. Постановка целей и задач урока.
Далее детям предлагается, исходя из того материала, который они выделили в первом задании, определить самостоятельно цели и задачи урока. Каждая группа зачитывает по одной цели (в конце урока мы должны будем определить, достигли поставленного или нет).
4. Усвоение и закрепление материала. Отработка знаний, умений, навыков.
Слово учителя: Ребята, как вы думаете, местоимения – существительные встречаются только в русском языке? (ответ: нет) А в каких ещё языках мы с ними можем столкнуться? (в английском, в арабском, немецком, испанском и т.д.) Приведите, пожалуйста, примеры местоимений в английском языке (дети называют, затем, выводится табличка, и ребята проверяют, все ли местоимения они назвали). Приложение № 2.
Далее на интерактивной доске выводится слайд – табличка. В первом столбике записаны местоимения, во втором – разряды. От команд выходит по одному представителю и соотносят между собой первый и второй столбики.
Приложение №3. Затем, в зависимости от того, какие разряды выделила данная команда, ребятам раздаются конверты, в которых содержится задание, относящееся только к местоимениям, выбранных ими разрядов.
Даётся 15 минут на выполнение всех заданий. Ребята должны распределить задания в группе, чтобы уложиться по времени (задания в приложении № 4).
5. Физкультминутка.
Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно.
6. Презентация заданий.
По истечению времени, ученики сдают сделанные задания в конвертах, а с последним творческим заданием выступают перед классом, презентуют свой разряд местоимений, опираясь на задания, которые необходимо было выполнить и свои актуализированные знания. После урока задания проверяются и выставляется вторая оценка.
7. Подведение итогов.
Затем, подводят итог в группах, всё ли получилось, достигли ли поставленных целей, выставляют оценки по алгоритму.
8. Рефлексия.
Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
- личной активности.
В конце урока этот график сдаётся.
Вывод: ребята на уроке актуализировали знания, имеющиеся ранее, по местоимениям – существительным. Данный материал был закреплён, благодаря выбранным формам работы, и подобранным заданиям. Включение метапредметных связей помогает ученикам представить роль и место местоимений не только в русском, но и в других иностранных языках, а также сравнить их между собой.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок русского языка в 6 классе: «Морфологический разбор имени существительного»
- Урок русского языка в 7 классе: «Обобщающее повторение по теме «Предлог»
- Урок русского языка в 5 классе: «Виды глагола»
- Урок русского языка в 9 классе: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
- Урок русского языка в 9 классе: «Практические занятия по подготовке учащихся к ГИА»
Более старые статьи:
- Конспект открытого урока русского языка в 5 классе: «Синтаксический разбор простого предложения»
- Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание чередующихся гласных а–о в корне лаг-лож»
- Конспект открытого урока русского языка в 10 классе: «Постановка запятой в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ»
- Конспект урока русского языка в 10 классе: «Комплексный анализ текста. И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»
- Конспект урока русского языка в 7 классе: «Правописание приставок».