Конспект урока биологии в 8 классе: «Движение крови по сосудам»
Цели урока:
Образовательно-развивающие
А) Новые понятия:
Скорость движения тока крови
Кровяное давление
Б) Опорные понятия:
Кровь
Строение сердца и сосудов
Гуморальная и нервная регуляция
«Симпатические и парасимпатические нервы»
Адреналин
В) Межпредметные понятия:
Давление
Скорость
Закон движения жидкостей и газов – закон Паскаля.
Г) Общебиологические понятия
Взаимосвязь строения и функций
Обмен веществ
Теоретические
1. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением сосудов и сердца.
Практические
2. Уметь находить и определять пульс
Интеллектуальные
3.Анализ и сравнение строения и функции сосудов, способность делать выводы, оперировать понятиями.
Общеучебные
4. Работа с текстом учебника, таблицами и рисунками.
Оборудование: таблицы, рисунки, прибор для измерения давления, DVD, CD.
Ход урока биологии в 8 классе: «Движение крови по сосудам»
1. Проверка знаний и умений учащихся.
А) Всему классу дается задание заполнить таблицу.
Название таблицы: «Работа сердца».
№ |
Фазы работы сердца |
Деятельность отделов сердца |
Движение крови |
Положение клапанов |
|
створчатый |
полулунный |
||||
1 |
I фаза |
Сокращение предсердий |
Из предсердий в желудочки |
Открыты |
Закрыты |
2 |
II фаза |
Сокращение желудочков |
Из желудочков в артерии |
Закрыты |
Открыты |
3 |
III фаза |
Общее расслабление |
В предсердие В желудочки (самотеком) |
Открыты |
Закрыты |
Вывод: Таблица выражает согласованность в работе отделов сердца.
Задание классу: по заполненной таблице составить вопросы суждения:
Пример:
А) Вследствие чего осуществляется движение крови в сердце в одном направлении?
Б) Как доказать, что сердце в организме человека работает согласованно?
В) Каким образом проявляется согласованность в работе отделов сердца?
Заполнение таблицы на 10-12 мин. В это время можно собрать 8-10 работ с домашним заданием и проверить вопросы суждения.
После заполнения таблицы учащимися проводится практическая работа по выделению и определению понятий и составлению вопросов - суждений согласно памятке по овладению умений оперировать понятиями. (Выписывают понятия в сборник и определяют их содержание и объем).
Понятия - давление:
Давление |
Физическая величина, характеризующаяся интенсивность сил, с которыми одно тело действует на поверхность другого. P=F/S |
1. Атмосферное Давление звука Давление жидкости Давление света Давление пара Кровяное давление |
Кровяное давление и.т.д. |
Гидродинамическое давление крови в сосудах, обусловленное работой сердца и сопротивлением стенок сосудов. |
Нормальное давление 120/70 А)низкое (гипотония) Б)высокое (гипертония) артериальное венозное капиллярное |
Вопросы - суждения:
Каким образом кровяное давление связано с сокращением желудочков сердца?
Почему кровяное давление неодинаково в разных сосудах?
Почему кровяное давление наиболее высокое в аорте?
Вследствие чего кровяное давление достигает наименьшей величины в верхней и нижней полой вене? Причина уменьшения давления: А) трение (зависит от вязкости) Б) величина просвета сосудов
Каким образом обеспечивается непрерывный ток крови по сосудам?
Каким образом измеряется кровяное давление у человека (демонстрация измерения)
Каким образом достигается постоянство кровяного давления на одинаковом уровне у здорового человека?
Каким образом волна колебаний связана с сокращениями желудочков сердца?
Почему число сокращений сердца в одну минуту удобнее определять путем подсчета пульса.
Практическая работа по подсчету пульса.
Чем объяснить, что кровь течет с разной скоростью в различных участках кровяного русла?
Почему кровь в капиллярах движется в тысячу раз медленнее, чем в аорте? (Ширина капиллярной сети в 1000 раз больше, чем в аорте)
Каким образом обмен веществ в капиллярах связан со скоростью тока крови?
Почему скорость движения крови в венах увеличивается по мере приближения к сердцу?
Каким образом отличается строение вен от строения артерий.
Каким образом связано строение вен с выполняемой ими функцией?
Каким образом сокращение скелетных мышц способствует движению крови по венам?
Почему кровь в венах движется только в одном направлении?
Чем объяснить, что количество крови, поступающей в сердце и выбрасывающейся из него, всегда одинаково? (Ширина просвета двух полых вен равна ширине просвета аорты).