Конспект урока биологии в 8 классе: «Движение крови по сосудам»

(4 голоса, среднее 4.00 из 5)



Цели урока:

Образовательно-развивающие

А) Новые понятия:

Норма пульса - какой показатель частоты ударов в минуту, считается оптимальным для нормальной жизнедеятельности организма для мужского и женского пола.

Скорость движения тока крови

Кровяное давление

Б) Опорные понятия:

Кровь

Строение сердца и сосудов

Гуморальная и нервная регуляция

«Симпатические и парасимпатические нервы»

Адреналин

В) Межпредметные понятия:

Давление

Скорость

Закон движения жидкостей и газов – закон Паскаля.

Г) Общебиологические понятия

Взаимосвязь строения и функций

Обмен веществ

Развитие умений

Теоретические

1. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением сосудов и сердца.

Практические

2. Уметь находить и определять пульс

Интеллектуальные

3.Анализ и сравнение строения и функции сосудов,  способность делать выводы, оперировать понятиями.

Общеучебные

4. Работа с текстом учебника, таблицами и рисунками.

Оборудование: таблицы, рисунки, прибор для измерения давления, DVD, CD.

Ход урока биологии в 8 классе: «Движение крови по сосудам»

1. Проверка знаний и умений учащихся.

А) Всему классу дается задание заполнить таблицу.

Название таблицы: «Работа сердца».

Фазы работы сердца

Деятельность отделов сердца

Движение крови

Положение клапанов

створчатый

полулунный

1

I фаза

Сокращение предсердий

Из предсердий в желудочки

Открыты

Закрыты

2

II фаза

Сокращение желудочков

Из желудочков в артерии

Закрыты

Открыты

3

III фаза

Общее расслабление

В предсердие

В желудочки

(самотеком)

Открыты

Закрыты

Вывод: Таблица выражает согласованность в работе отделов сердца.

Задание классу: по заполненной таблице составить вопросы суждения:

Пример:

А) Вследствие чего осуществляется движение крови в сердце в одном направлении?

Б) Как доказать, что сердце в организме человека работает согласованно?

В) Каким образом проявляется согласованность в работе отделов сердца?

Заполнение таблицы на 10-12 мин. В это время можно собрать 8-10 работ с домашним заданием и проверить вопросы суждения.

После заполнения таблицы учащимися проводится практическая работа по выделению и определению понятий и составлению вопросов - суждений согласно памятке по овладению умений оперировать понятиями. (Выписывают понятия в сборник и определяют их содержание и объем).

Понятия - давление:

Давление

Физическая величина, характеризующаяся интенсивность сил, с которыми одно тело действует на поверхность другого.

P=F/S

1. Атмосферное

Давление звука

Давление жидкости

Давление света

Давление пара

Кровяное давление

Кровяное давление

и.т.д.

Гидродинамическое давление крови в сосудах, обусловленное работой сердца и сопротивлением стенок сосудов.

Нормальное давление 120/70

А)низкое (гипотония)

Б)высокое (гипертония)

артериальное

венозное капиллярное

Вопросы - суждения:

Каким образом кровяное давление связано с сокращением желудочков сердца?

Почему кровяное давление неодинаково в разных сосудах?

Почему кровяное давление наиболее высокое в аорте?

Вследствие чего кровяное давление достигает наименьшей величины в верхней и нижней полой вене?  Причина уменьшения давления: А) трение (зависит от вязкости) Б) величина просвета сосудов

Каким образом обеспечивается непрерывный ток крови по сосудам?

Каким образом измеряется кровяное давление у человека (демонстрация измерения)

Каким образом достигается постоянство кровяного давления на одинаковом уровне у здорового человека?

Каким образом волна колебаний связана с сокращениями желудочков сердца?

Почему число сокращений сердца в одну минуту удобнее определять путем подсчета пульса.

Практическая работа по подсчету пульса.

Чем объяснить, что кровь течет с разной скоростью в различных участках кровяного русла?

Почему кровь в капиллярах движется в тысячу раз медленнее, чем в аорте? (Ширина капиллярной сети в 1000 раз больше, чем в аорте)

Каким образом обмен веществ в капиллярах связан со скоростью тока крови?

Почему скорость движения крови в венах увеличивается по мере приближения к сердцу?

Каким образом отличается строение вен от строения артерий.

Каким образом связано строение вен с выполняемой ими функцией?

Каким образом сокращение скелетных мышц способствует движению крови по венам?

Почему кровь в венах движется только в одном направлении?

Чем объяснить, что количество крови, поступающей в сердце и выбрасывающейся из него, всегда одинаково? (Ширина просвета двух полых вен равна ширине просвета аорты).

Закрепление материала.

Домашнее задание.