Урок биологии в 6 классе: «Царство Грибы»

(3 голоса, среднее 4.67 из 5)



Цель урока:

1. Познакомить учащихся с Царством Грибы.

2. Выявить черты присущие этому классу.

3. Выяснить строение шляпочных и плесневых грибов (в ходе лабораторной работы).

4. Научить определять и отличать съедобные и несъедобные грибы.

5. Доказать важность этого царства в природе и жизни человека.

Оборудование: микроскопы, плесневой гриб Мукор.

Ход урока биологии в 6 классе.

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.  Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему, название которой вы сможете сами сказать, отгадав мою  загадку.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл.  (Гриб)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с Царством Грибы. Записываем число и новую тему.

- Царство грибов – одна из самых больших и процветающих групп организмов. К нему относятся около 100 000 известных видов. (Показ слайдов)

2. Работа с учебником.

- Ребята, откройте учебник на стр. ____, и, прочитав начало параграфа, назовите науку, которая изучает Царство Грибы.

- Микология – наука, изучающая Царство Грибы.

- Почему грибы называют эукариотами? (Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько))

- Грибы – это ни растения, ни животные, но у них есть черты, которые присущи и тем и другим представителям.

- Найдите в учебнике черты растений, присущие грибам

Признаки растений:

а) они неподвижны;

б) растут верхушечной частью;

в) имеют прочные клеточные стенки;

г) синтезируют витамины и гормоны;

д) дышат кислородом;

е) часто осуществляют вегетативное размножение;

ж)  у некоторых водорослей много ядер;

- Сходство грибов с животными.

Признаки животных:

а) гетеротрофы (не имеют хлорофилла), питаются готовыми органическими веществами.

б) в клеточных стенках есть хитин;

в) углеводы запасаются в виде гликогена;

г) способны образовывать мочевину.

Признаки грибов:

А) вегетативное тело – грибница (мицелий) и гифы (тонкие ветвящиеся трубчатые нити), которые образуют плотное переплетение – ложную ткань из которой образованы сама грибница и плодовое тело, в котором образуются споры.

Размножение:

- бесполое (участками мицелия и спорами);

- половым путём.

Питание грибов.

- готовые органические питательные вещества;

- минеральные соли;

- витамины.

Грибы поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела.

По типу питания грибы похожи на бактерии. Они могут быть сапротрофами, паразитами, симбионтами, хищниками.

Многообразие и значение грибов.

Грибы бывают многоклеточными:

- шляпочные:

1.  имеют шляпку и ножку – плодовое тело сложено из мицелия, который долго живёт. На нижней поверхности шляпки есть толстый слой из узких трубочек – это трубчатые грибы. А из тонких пластинок – пластинчатые грибы.

2. Съедобные и несъедобные.

Съедобные:

а) почвенные сапротрофы – шампиньоны;

б) сапротрофы на мёртвой древесине – опёнки и вешенки;

в) симбионты (сожители) деревьев – подберёзовик, подосиновик, белый гриб, трюфель, маслята, рыжики, грузди, волнушки. Они образуют грибокорень – микоризу

Микориза – симбиоз (сожительство) мицелия гриба с корнями растения.

Несъедобные:

а) Самая ядовитая – бледная поганка или белая поганка (вонючий мухомор). Отравление вызывает быструю смерть человека (таблица).

б) Опасен для человека – мухомор – красный, королевский и серый.

в) Некоторые ядовитые грибы внешне похожи на съедобные – ложноопёнок серо – жёлтый, ложные лисички.

г) Ядовитыми становятся и старые плодовые тела съедобных грибов.

е) Отравиться можно и грибами, собранными в загрязнённых местах, у дорог.

ё) Собирать грибы нужно только те, которые знаешь!!!

Послушайте стихотворение.

-  хищные – зоопагалы и минилиалы

- паразиты:

а) трутовик – долго живёт плодовое тело на деревьях;

б) головня, спорынья и ржавчинные на растениях – злаках;

фитофтора – картофель и помидоры.

Грибы бывают одноклеточными:

- дрожжи (эукариоты), которые питаются гетеротрофно. Клетки почкуются и делятся, образуя колонию. Они быстро растут, осуществляют процесс – спиртовое брожение, которое используется в хлебопечении и виноделии, производстве витаминов.

-  Плесневые грибы:

а) мукор (плесень на хлебе -  белый пушок с разветвлённым мгногоядерным мицелием без поперечных стенок и спорангиеносцев – ножки с чёрной головкой, в которой тысячи спор);

б) пеницилл (важный в медицине, в присутствии которой погибают болезнетворные бактерии. Создано лекарство – пенициллин – антибиотик.

3. Теперь выполним лабораторную работу на стр. _____.

4. Подведение итога урока.

1. Какое царство мы сегодня изучали?

2. В чём особенность строения шляпочных грибов?

3. Какие шляпочные грибы вы видели в лесу?

4. Приходилось ли вам видеть плесневые грибы?

5. Почему о грибах говорят: «Это не растение, не животное, но и, то и другое»?

5. Рефлексия.

И в заключение мне бы хотелось услышать от вас. Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось и не понравилось? С каким настроением вы уходите с урока?

6. Выставление оценок за работу на уроке и после проверки лабораторной работы.