Памятка для работы на уроке истории.

(6 голоса, среднее 4.50 из 5)



памятка для работы на уроке, урок истории

Схема анализа исторических фактов, событий, явлений и процессов

Исторический факт – первый кирпичик исторических знаний. Это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.

Историческое событие - совокупность логически завершенных и ограниченных в пространстве и времени исторических фактов.

Историческое явление - комплекс аналогичных исторических фактов или их признаков, которые хранились или хранятся в течение определенного времени и в определенном пространстве (территории).

Исторический процесс - цепь взаимосвязанных во времени и пространстве причинно-следственными связями исторических событий и явлений:

- когда происходили или проходили эти факты, события, явления или процессы;

- как они проходили;

- при каких исторических обстоятельствах они проходили, какие события прошли накануне;

- какое развитие они получили в дальнейшем;

- какой социальный слой или слои были основными участниками события;

- какую роль сыграли здесь исторические лица и чьи интересы они отражали;

- какой след оставили эти факты, события или процессы в истории региона, страны или мира;

- случайным или закономерным был именно такой ход событий, и имели ли они последствия;

- какие альтернативы развития существовали в тех исторических условиях, а как бы Вы повели себяв таких условиях?

Схема анализа событий с хронологической точки зрения (локализация событий во времени)

- когда прошли эти события, как долго они продолжались, в какой последовательности проходили;

- на какой период истории человечества они приходятся;

- как это событие соотносится с другими событиями или процессами;

- как это событие соотносится с однотипными событиями или процессами отечественной и региональной истории;

- составление хронологических простых или сложных таблиц.

Определения исторических событий в пространстве (использование карты как исторического источника)

- правильно займите позицию у карты (так, чтобы не заслонять естественное освещение карты);

- запомните, что когда вы стоите напротив карты, наверху будет север (юг - внизу), а слева - запад (соответственно, справа - восток);

- научитесь читать легенду карты - ее условные обозначения. При всем разнообразии карт однотипные факты, события и явления - границы и столицы, районы восстаний, направления главных ударов и места сражений и т.д. - изображаются на них похожими пометками;

- обратите внимание на надписи, диаграммы, таблицы, портреты, рисунки, которые есть на карте, и вы поймете, что есть резон в утверждении «Карта - это государственная работа»;

- работая с контурной картой, пользуйтесь цветными карандашами, делайте условные обозначения;

- на мелкомасштабных картах отдельные отметки делайте цифрами, включайте в условные обозначения, это будет влиять на эстетику выполненной Вами работы.

Схема анализа исторического документа

- Документ первичный (запись очевидца или участника события) или вторичный (комментарий или предание о событии из уст исследователя).

- Отделите в документе факты от комментариев и анализируйте их отдельно.

- Кто автор этого документа? Чьи интересы он защищает?

- О чем рассказывается в документе? Какая сторона события или явления замалчивается?

- Когда написан этот документ? Как могли повлиять на него авторы, исторические события или общая ситуация в этот период?

- Где происходило событие, о котором идет речь в документе?

- Какими мотивами руководствовался автор документа?

- Как этот документ сочетается с другими свидетельствами об этих фактах, событиях, явлениях или процессах?

Схема характеристики исторической личности

(Составление исторического портрета)

- Исторические условия, вызовы и влияние окружающей общественной среды на формирование личности исторической фигуры. Личностные качества исторического деятеля и условия их становления и формирования.

- Цели деятельности и возможности их достижения.

- Какими средствами и путями достигается поставленная цель.

- Результаты деятельности исторического лица для региона, страны или мира.

- В чем значение деятельности этой личности.

- Каково Ваше отношение к этой личности как к человеку и как к историческому деятелю?

Виды работы с текстом учебника как с источником информации

- чтение молча или вслух;

- выписка дат;

- составление хронологических таблиц;

- работа со сроками, географическими названиями, выводами;

- выписка имен исторических персоналий;

- отбор исторических фактов для доказательства отдельных суждений;

- формулирование выводов на основе прочитанных фрагментов текста; конспектирования;

- составление плана или тезисов.

Составление плана

1. Внимательно прочитайте название темы плана, текст параграфа.

2. Попробуйте усвоить содержание материала в целом.

3. Отберите только тот текст, который освещает тему, по которой нужно составить план.

4. 3апишить главные, на Ваш взгляд, мысли текста - это и будут ориентировочные пункты Вашего плана.

5. Хорошо продумайте, сформулируйте и запишите эти главные мысли. Это будет простой план темы.

6. Если план сложный, выделите ведущие (две-три) идеи и попробуйте перегруппировать материал таким образом, чтобы он соответствовал этим идеям.

7. Найдите данные, раскрывающие каждую из выделенных вами главных идей, и запишите их в виде подпунктов плана.

8. Проверьте, раскрывает ли план тему, есть ли в нем своя логика и завершенность, которая позволит Вам лучше усвоить материал.

Помните! Структурно план делится на вступление, основную часть и выводы.

Конспектирование

Конспектирование - это краткое изложение основного содержания прочитанного (услышанного).

- Несколько раз прочитайте текст, постарайтесь усвоить его содержание в целом.

- Разделите текст на отдельные блоки (относительно самостоятельные части).

- Сделайте анализ каждой из частей, выделив в них главное.

- Сформулируйте тезисы и выпишите высказывания, которые их аргументируют.

- Запишите основные положения и идеи текста или услышанной информации.

Обобщение

Обобщение - определение общих, существенных признаков исторического явления или процесса, формулировка ведущих понятий или идей того, что обработаны или изучены; обобщение основано на анализе и синтезе и идет от простого к сложному (от конкретного к абстрактному).

- Выделите главное понятие в полученном задании.

- Проверьте, как Вы поняли его содержание.

- Отберите основные, типичные факты из обработанного материала.

- Проанализировав их, выделите общие черты.

- Сформулируйте основную идею, вектор развития явления или процесса.

Сравнение

Сравнение - это мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и различия между определенными историческими событиями, явлениями или процессами. Этапами сравнения могут быть:

- усвоение объектов сравнения и их запись;

- выделение критериев - родственных существенных признаков объектов, которые сравниваются, это - самая сложная часть сравнения. Критерии сравнения - это своеобразный план общих признаков тех или иных событий, явлений или процессов.

- четкая формулировка и краткая запись содержания сравнения;

- сравнение объектов по каждому из критериев;

- краткое обобщение и его запись.

Наиболее удачной, на наш взгляд, формой сравнения является таблица.