Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи - страница 4

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)



Индекс материала
Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи
страница 2
страница 3
страница 4
страница 6
страница 7
Все страницы

В подготовительной к школе группе особенно эффективно рисование под диктовку. Оно вызывает у детей интерес, радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволяет быстрее и легче усваивать предлагаемый материал, преодолевать речевое нарушение. Вот некоторые примеры. Детям даются задания нарисовать:

- большой треугольник, на нем треугольник поменьше, сверху еще меньше;

- квадрат, сверху треугольник, в квадрате квадрат поменьше, на крыше труба;

- ветку, на ней слева сверху веточку поменьше, справе снизу еще одну веточку. На верхушке ветки один листик, на левой ветке два листика  с правой ветки осыпалось три листика.

Для развития воображения ассоциативного мышления, детской фантазии, расширения словарного запаса следует научить рисовать не только предметы , но и ощущения, чувства, состояния.

Легче рисовать слова-существительные, слова-глаголы:

- день (солнце, светло);

- ракета;

- свет (солнце, фонарь, окно)

Труднее рисовать слова-состояния, слова-определения:

- жаркое (солнце);

- весело (улыбка);

- добрая (мама, бабушка);

- верный (пес).

Еще интереснее для детей задание – нарисовать слово с противоположным значением:

- большой – маленький;

- добрый – злой;

- чистый – грязный;

- утро – вечер.

Можно отразить на рисунке подбор прилагательных к существительным:

дом – ветхий, гостеприимный;

Шарик - веселый, добрый, злой, сильный.

Наблюдая за детьми я заметила, что они очень любят рисовать шариковой ручкой. Однажды я предложила своим ребятам совершить удивительное путешествие в страну «Графо». Здесь все любят рисовать, чертить, писать. В этой стране свой язык. Штрих, линия, пятно, геометрический рисунок – это и есть основной язык этой страны.

Как и в каждой стране, в этой действуют свои законы – это законы красоты. Основными законами красоты являются законы композиции, которые включают в себя ритм, равновесие, симметрию, контраст, новизну, сюжетно-композиционный центр.

Путешествуя по стране «Графо», дети учатся рисовать штрихи, выполнять рисунок по законам композиции. Большое внимание я уделяла созданию художественного образа. Как добиться того, чтобы персонаж был как живой? Объясняла детям, что каждому герою необходимо найти интересное занятие, вот тогда они оживут, и с ними будет интересно.

Изображая таким образом все новых и новых героев, дети будут выполнять важнейший закон художественного творчества – закон новизны. В искусстве это оценивается очень высоко. Необходимо всегда стремиться к выразительности изображения, а для этого необходимо знать закон контраста. Без контраста нет искусства.

Контраст, словно игра «Все наоборот», когда изображено:

- белое - на черном, черное - на белом;

- высокое рядом с низким, тонкое рядом с толстым;

- большое - с маленьким, длинное - с коротким;

- мягкое - с твердым, плавне -  с резким.

Эта резко выраженная противоположность на листе бумаги делает работу привлекательной, броской, запоминающейся.

Дети с удовольствием и интересом занимаются подобным рисованием. Сначала рисунки получаются неопрятными, не очень красивыми, но когда рука ребенка немного окрепнет, рисунки будут красивыми. Это очень радует детей.

Дети часто хотят удивить своих близких чем то таким, что от них никто не ждет. Как часто приходится слышать: «Я свой рисунок подарю маме», «Это для мамы!». У некоторых ребят не получается задуманное, они расстраиваются: одни – бросают начатое, другие – все же пытаются добиться результата. Тут приходят на помощь альбомы с поэтапным рисованием, альбомы с образцами «Волшебный круг», «Удивительные ладошки». Разглядывая альбомы, ребенок сам выбирает, что он хочет рисовать и, руководствуясь рисунками, выполняет задуманное. Я считаю, что самым ценным на этом этапе – это вопрос-просьба: «Как нарисовать? Покажите!». Именно интерес к деятельности, исследованию необходимо поддерживать.