Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи
Индекс материала |
---|
Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи |
страница 2 |
страница 3 |
страница 4 |
страница 6 |
страница 7 |
Все страницы |
Из опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад №38 г. Апшеронска
Вощетинской О.П.
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей. У детей с нарушением речи плохо развиты быстрота и координация движений, мелкая моторика.
Взаимосвязь общей, мелкой, и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитее тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций, состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.
Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук.
Многим детям с ОНР и стертой формой дизартрии первоначально необходима механическая помощь для формирования координации и силы тонких движений, навыка выполнений действий с мелкими предметами, рисование, лепка, аппликация. Формирование речевых областей под влиянием кинестетических импульсов от рук, пальцев.
Формирование речи и продуктивная деятельность (изобразительная и конструктивная) осуществляются в разных видах образовательной деятельности. Это сдерживает развитие творческих способностей детей с ОНР. Поскольку у них практически отсутствуют словесные формы общения, начатки фразовой речи, они испытывают дополнительные трудности при переходе от манипуляции с материалами к продуктивной деятельности.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Дидактические игры для дошкольников «Чрезвычайные ситуации», «Будь осторожен!»
- Из опыта работы воспитателя «Сказка для детей дошкольного возраста «Три отважных поросенка»
- Учебное пособие по безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Действия при пожаре и наводнении»
- Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста «Опасные предметы»
- Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Предметный мир Службы спасения 01»