Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи - страница 2

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)



Индекс материала
Роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи
страница 2
страница 3
страница 4
страница 6
страница 7
Все страницы

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Цель обучения изобразительной деятельности – развитие эмоционального мира ребенка. Изобразительность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представления, воображение и прочее) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное не обучать рисованию, а познакомить ребенка с искусством через художественную деятельность.

Работая с детьми-логопатами, я обратила внимание, что чем сильнее у ребенка дефект речи, тем реже и неохотнее дети рисуют. В рисунках частично используют цвета или идет нарушение цветовой передачи, искаженность формы или бесформенность, ошибочная передача величины предмета, несоблюдения симметрии и пропорции, неумение компоновать изображение на листе.

Изучаю особенности рисования:

- содержание рисунков;

- особенности изображения;

- проявление творчества в рисунке;

- проявление самостоятельности;

- отношение к процессу и результату рисования.

Вместе с учителем-логопедом провожу обследование мелкой моторики и осязания.

Основываясь на полученных результатах, перехожу к следующим задачам обучающего этапа – поиску оптимальных путей, средств и формы работы для улучшения изобразительной деятельности детей. При этом особенно важно  в каждом возрасте идти от интересов возможностей каждого ребенка, к реализации его себя как личности.

Карандаш, уголь, пастель – превосходные средства для выражения своего видения красоты окружающего     мира.

Образовательную деятельность организую как игру, где ребенок и взрослый становятся то актерами, то зрителями. Для того чтобы игра приобрела эффект изотерапии, использую движения, музыку, звуки, прикосновения. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком. Игры, используемые в средней группе, - «Мимика в рисунках», «Озорной котенок», «Волшебные зверюшки», «Всякая всячина».

У старших дошкольников возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремиться создать свой образ, выражая свое отношение  к тому, что он изображает.

Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта  особенность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь  своего сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Поэтому и тематика рисунков «сказочная», фантастическая: «Царство красок», «Стеклянная история», «Акварельная радуга», «Волшебный транспорт», «Сказочная птица», «Театр теней» и т.д.

У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все!

Очень часто у детей – логопатов наряду с нарушением речевого развития идет задержка и моторного развития, координации движений кисти, рук, пальцев. Главная причина трудностей заключается в неумении производить точные согласованные движения, контролировать их силу и скорость, соблюдать нужный нажим при рисовании, и письме карандашом. Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук ребенка, сравнивать отрицательно сказывается на умении рисовать, писать буквы и цифры.