Конспект НОД в старшей группе: «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»
Рогачева М. П.
воспитатель МБДОУ № 8
Цель: познакомить детей с числом 0 и 10 средствами занимательной математики.
формировать познавательную активность. Развивать наблюдательность, смекалку,
тренировать память, расширить знания об окружающем. Обогащать словарный запас: предки, славяне, золото, наличники, подворье.
Воспитывать любовь к родным корням, к родной земле, воспитывать дружелюбие.
Демонстрационный материал:
Сундук, цифры 1 и 0 нарядные, глобус, фломастеры, бумага, предметы из золота, загадки-шутки, вопросы - шутки.
Предварительная работа:
Беседа о казачестве, занятия на тему: “Я познаю мир”. Загадывание загадок из книги «Праздник числа». Знакомство детей с крылатыми словами, пословицами, поговорками о цифрах.
Рисовали цифры на мокром песке. Выкладывали из природного материала. Читали шутливые стихи о каждой цифре. Рассматривали золотые украшения.
Ход занятия в старшей группе: «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»
Воспитатель: Ребята, у всех у вас есть бабушки и дедушки. У меня тоже был дедушка, он был казаком. Я очень люблю пересматривать его старые вещи, столько интересного среди них. Однажды разбирая их, я наткнулась на этот старый сундук. Казаки в сундуках хранили самое ценное, дорогое.
(Вместе с детьми рассматриваю сундук).
Потёртая крышка, красивые узоры сбоку, удивительный замок.
А хотите, ребята, откроем сундук и заглянем вовнутрь, что же там лежит?
Говорю волшебные слова.
Футы-нуты, лапти гнуты, сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок.
Открывается крышка, мы рассматриваем её и тут появляется цифра 1 в царской одежде и в короне.
Цифра 1: Здравствуйте дорогие ребята, как я рада вас видеть, а вы знаете кто я? Как меня зовут?
Ответы детей.
Цифра 1: Правильно, я 1 - цифра чудесной страны, которая называется - математикой. Это удивительный, волшебный мир цифр. Я и другие числа живём в этом старом сундучке. Когда вы его открываете, я и другие числа сможем рассказать вам о нашей стране. А ведь мы с вами давно знакомы. Меня зовут как? Один! Вот и Шурик, у вас один, Юля - одна. А что у вас одно? (голова, шея, нос, спина, язык, сердце, лоб, рот). У вас один папа, одна мама. Мы живём в Краснодарском крае - он такой один. Наша страна тоже одна, Как называется она? И планета наша одна такая. Как её зовут? Земля. Если посмотреть на неё из космоса - это большой голубой шар. Модель Земли - глобус (показывает). И всех нас греет одно Солнце. Какое оно? Да, это большой огненный шар.
- Ребята, когда вы рисуете Солнце, вы рисуете круг и лучики. Наши предки Славяне верили, что изображение Солнца защищает, даёт силу. Солнышко, в казачьих подворьях изображали на наличниках окон.
- А что значит Солнце в нашей жизни? (Ответы детей)
- Зависит от него наше настроение? (Ответы детей)
- Зависит ли от него тепло, холод? (Ответы детей)
- Какие животные любят греться на солнышке? (Ответы детей)
- Что ещё можно сказать о Солнце? (Ответы детей)
- Можно загадать загадку.
«Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все...»
- Какие вы хорошие дети, добрые, правильно отвечали на вопросы.
- А теперь, на память о нашей встрече моё царское величество хочет, чтобы вы нарисовали мой портрет. Его нарисовать совсем не сложно.
«Похожа единица на крючок,
А может на обломленный сучок».
- Но мне хотелось бы выглядеть красивой, не забудьте корону нарисовать.
Дети рисуют портрет единицы.
Цифра 1: С этим заданием вы справились, а теперь подходите ко мне, испытаю, какие вы догадливые, наблюдательные.
- Без чего дома не построишь?
- Без чего хлеба не испечешь?
- Во время дождя, под каким кустом заяц сидел?
- Зачем во рту язык?
- Почему, когда захочешь спать, идёшь на кровать?
- Пятачок, на который ничего не купишь?
- Что за обедом всего важнее?
- Чего не устаёшь всю жизнь делать?
- Что общего у деревьев и книжек?
- Как можно пронести воду в решете?
Цифра 1: Догадливые вы ребята, дружные. Садитесь. У нас в математической стране тоже все числа очень дружат. У меня много друзей. Когда я появляюсь, все меня узнают. Но когда меня нет и ничего нет, каким знаком это обозначим? Ноль. Да, тогда выходит наш верный друг ноль.
Цифра 1: Ноль очень важен, проверим?
- “На столе лежали яблоки. Мы их все съели. Сколько осталось?”
Да ничего не осталось, это - ноль.
- А сколько у вас в кармане конфет? Ноль
- Скажите, на что похож мой друг? (Ответы детей)
Цифра 1: Раньше солнышко называли –«Золотое колесо». Что значит «золотое»? Видели вы золото? Что из него делают? Украшение, посуду и другие изделия. Золото ярко блестит, кажется даже горячим, солнечным. Это металл. Я вот царица, я не хвастаюсь, но у меня вся одежда золотая, корона из золота. Золото убивает микробы. На свадьбе жених и невеста надевают золотые кольца друг другу. Кольцо по своей форме напоминает ноль. Ноль без нас, друзей, ничто, а с нами - сила.
Если я, 1, и мой друг станет рядом, плечо к плечу, плотно, то наша сила удесятерится и превратится в цифру 10.
- Что больше 1 или 10? У вас 10 пальцев на руках, 10 пальцев на ногах.
- А давайте поразмыслим ребята, всегда ли плохо когда у тебя чего-то один? Всегда ли
хорошо когда у тебя чего-то 10?
- Если угостят одним мандарином - хорошо? А если дадут 10 мандаринов?
- Если у тебя 10 носов - хорошо?
- Что лучше, иметь 1 язык или 10?
- У нас 1 рот, а если бы было 10 ртов?
- А теперь нарисуйте, пожалуйста, моего друга рядышком со мной.
Дети рисуют цифру 10.
Цифра 1:
«Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки».
«Цифры вроде буквы О,
Это ноль, иль ничего».
- Сейчас ребята отдохните, да ответьте на мои вопросы, отгадайте загадки:
«Везде бываем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью под кроватью».
- Сколько дней в неделе?
- Сколько пальцев на руках?
- Какое число входит в название сказки о Ниф-Нифе, Нуф-Нуфе и Наф-Нафе?
- Чтоб не мёрзнуть -5 ребят,
В печке вязаной сидят?
- Семь ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка?
- Саша уехал в понедельник, а вернулся в понедельник на следующей неделе. Через
сколько дней вернулся Саша?
- У стены стоит кадушка,
А в кадушке той - лягушка.
Если б было семь кадушек,
Сколько было бы лягушек?
- Хорошо вы отгадываете загадки, мне понравилось молодцы.
- Но пора мне возвращаться в свой сундучок, пора к друзьям в страну Математику. На прощанье хочу подарить вам этот сюрприз, а вы потом со своим воспитателем рассмотрите его. До свиданья.
Воспитатель: Ребята, вам понравился дедушкин сундучок? Хотите, я буду ещё вам приносить, и мы узнаем ещё много, много интересного о стране Математике.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
Более старые статьи:
- Конспект развлечения для старшего дошкольного возраста «На кубанском, на лугу» (экологическое воспитание)
- Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Жаркие! Зимние! Твои!»
- Конспект НОД по физической культуре в старшей группе: «Зоопарк»
- Конспект НОД по физической культуре в младшей группе: «Прогулка в лес».
- Театрализованное представление по ПДД «Торопливые зверята»