Конспект НОД в старшей группе: «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Рогачева М. П.

воспитатель МБДОУ № 8

Цель: познакомить детей с числом 0 и 10 средствами занимательной математики.

формировать познавательную активность. Развивать наблюдательность, смекалку,

тренировать память, расширить знания об окружающем. Обогащать словарный запас: предки, славяне, золото, наличники, подворье.

Воспитывать любовь к родным корням, к родной земле, воспитывать дружелюбие.

Демонстрационный материал:

Сундук, цифры 1 и 0 нарядные, глобус, фломастеры, бумага, предметы из золота, загадки-шутки, вопросы - шутки.

Предварительная работа:

Беседа о казачестве, занятия на тему: “Я познаю мир”. Загадывание загадок из книги «Праздник числа». Знакомство детей с крылатыми словами, пословицами, поговорками о цифрах.

Рисовали цифры на мокром песке. Выкладывали из природного материала. Читали  шутливые стихи о каждой цифре. Рассматривали золотые украшения.

Ход занятия в старшей группе: «Народное творчество в развитии элементарных  математических представлений»

Воспитатель: Ребята, у всех у вас есть бабушки и дедушки. У меня тоже был дедушка, он был казаком. Я очень люблю пересматривать его старые вещи, столько интересного среди них. Однажды разбирая их, я наткнулась на этот старый сундук. Казаки в сундуках хранили самое ценное, дорогое.

(Вместе с детьми рассматриваю сундук).

Потёртая крышка, красивые узоры сбоку, удивительный замок.

А хотите, ребята, откроем сундук и заглянем вовнутрь, что же там лежит?

Говорю волшебные слова.

Футы-нуты, лапти гнуты, сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок.

Открывается крышка, мы рассматриваем её и тут появляется цифра 1 в царской одежде и в короне.

Цифра 1: Здравствуйте дорогие ребята, как я рада вас видеть, а вы знаете кто я? Как меня зовут?

Ответы детей.

Цифра 1: Правильно, я 1 - цифра чудесной страны, которая называется - математикой. Это удивительный, волшебный мир цифр. Я и другие числа живём в этом старом сундучке. Когда вы его открываете, я и другие числа сможем рассказать вам о нашей стране. А ведь мы с вами давно знакомы. Меня зовут как? Один! Вот и Шурик, у вас один, Юля - одна. А что у вас одно? (голова, шея, нос, спина, язык, сердце, лоб, рот). У вас один папа, одна мама. Мы живём в Краснодарском крае - он такой один. Наша страна тоже одна, Как называется она? И планета наша одна такая. Как её зовут? Земля. Если посмотреть на неё из космоса - это большой голубой шар. Модель Земли - глобус (показывает). И всех нас греет одно Солнце. Какое оно? Да, это большой огненный шар.

- Ребята, когда вы рисуете Солнце, вы рисуете круг и лучики. Наши предки Славяне верили, что изображение Солнца защищает, даёт силу. Солнышко, в казачьих подворьях изображали на наличниках окон.

- А что значит Солнце в нашей жизни?   (Ответы детей)

- Зависит от него наше настроение?   (Ответы детей)

- Зависит ли от него тепло, холод?   (Ответы детей)

- Какие животные любят греться на солнышке?   (Ответы детей)

- Что ещё можно сказать о Солнце?   (Ответы детей)

- Можно загадать загадку.

«Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все...»

- Какие вы хорошие дети, добрые, правильно отвечали на вопросы.

- А теперь, на память о нашей встрече моё царское величество хочет, чтобы вы нарисовали мой портрет. Его нарисовать совсем не сложно.

«Похожа единица на крючок,

А может на обломленный сучок».

- Но мне хотелось бы выглядеть красивой, не забудьте корону нарисовать.

Дети рисуют портрет единицы.

Цифра 1: С этим заданием вы справились, а теперь подходите ко мне, испытаю, какие вы догадливые, наблюдательные.

- Без чего дома не построишь?

- Без чего хлеба не испечешь?

- Во время дождя, под каким кустом заяц сидел?

- Зачем во рту язык?

- Почему, когда захочешь спать, идёшь на кровать?

- Пятачок, на который ничего не купишь?

- Что за обедом всего важнее?

- Чего не устаёшь всю жизнь делать?

- Что общего у деревьев и книжек?

- Как можно пронести воду в решете?

Цифра 1: Догадливые вы ребята, дружные. Садитесь. У нас в математической стране тоже все числа очень дружат. У меня много друзей. Когда я появляюсь, все меня узнают. Но когда меня нет и ничего нет, каким знаком это обозначим? Ноль. Да, тогда выходит наш верный друг ноль.

Цифра 1: Ноль очень важен, проверим?

- “На столе лежали яблоки. Мы их все съели. Сколько осталось?”

Да ничего не осталось, это - ноль.

- А сколько у вас в кармане конфет?  Ноль

- Скажите, на что похож мой друг?    (Ответы детей)

Цифра 1: Раньше солнышко называли –«Золотое колесо». Что значит «золотое»? Видели вы золото? Что из него делают? Украшение, посуду и другие изделия. Золото ярко блестит, кажется даже горячим, солнечным. Это металл. Я вот царица, я не хвастаюсь, но у меня вся одежда золотая, корона из золота. Золото убивает микробы. На свадьбе жених и невеста надевают золотые кольца друг другу. Кольцо по своей форме напоминает ноль. Ноль без нас, друзей, ничто, а с нами - сила.

Если я, 1, и мой друг станет рядом, плечо к плечу, плотно, то наша сила удесятерится и превратится в цифру 10.

- Что больше 1 или 10? У вас 10 пальцев на руках, 10 пальцев на ногах.

- А давайте поразмыслим ребята, всегда ли плохо когда у тебя чего-то один? Всегда ли

хорошо когда у тебя чего-то 10?

- Если угостят одним мандарином - хорошо? А если дадут 10 мандаринов?

- Если у тебя 10 носов - хорошо?

- Что лучше, иметь 1 язык или 10?

- У нас 1 рот, а если бы было 10 ртов?

- А теперь нарисуйте, пожалуйста, моего друга рядышком со мной.

Дети рисуют цифру 10.

Цифра 1:

«Круглый ноль, такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки».

«Цифры вроде буквы О,

Это ноль, иль ничего».

- Сейчас ребята отдохните, да ответьте на мои вопросы, отгадайте загадки:

«Везде бываем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью под кроватью».

- Сколько дней в неделе?

- Сколько пальцев на руках?

- Какое число входит в название сказки о Ниф-Нифе, Нуф-Нуфе и Наф-Нафе?

- Чтоб не мёрзнуть -5 ребят,

В печке вязаной сидят?

- Семь ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка?

- Саша уехал в понедельник, а вернулся в понедельник на следующей неделе. Через

сколько дней вернулся Саша?

- У стены стоит кадушка,

А в кадушке той - лягушка.

Если б было семь кадушек,

Сколько было бы лягушек?

- Хорошо вы отгадываете загадки, мне понравилось молодцы.

- Но пора мне возвращаться в свой сундучок, пора к друзьям в страну Математику. На прощанье хочу подарить вам этот сюрприз, а вы потом со своим воспитателем рассмотрите его. До свиданья.

Воспитатель: Ребята, вам понравился дедушкин сундучок? Хотите, я буду ещё вам приносить, и мы узнаем ещё много, много интересного о стране Математике.