Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР: «Зимующие птицы»

(0 голоса, среднее 0 из 5)



конспект НОД в старшей группе детей с ОНР

Л.Н..Дженгурова

учитель-логопед высшей категории,

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 1

город Апшеронск Краснодарский край

Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с речевой патологией показал, что комплексный подход наиболее эффективно помогает преодолеть тяжелые нарушения речи дошкольников.

Предлагаемый конспект по формированию лексико-грамматической стороны речи наглядно показывает, как на НОД можно затронуть комплекс задач, решаемых педагогами в процессе специального обучения в детском саду.

На примере воспитания любви и заботливого отношения к птицам, коррекционная направленность НОД переплетается с одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям – это нравственное воспитание, потому что, чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства, поведение, затронуть эмоции, а это, в свою очередь, будет способствовать речевому развитию.

Познавательно-речевое развитие

Цели:

коррекционно-образовательные:

- формировать навыки словоизменения и словообразования;

коррекционно-развивающие:

- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы»;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

предметные картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; кормушка, дидактическое пособие про птиц «Что забыл нарисовать художник?», искусственные ёлочки, пенёк, различные семена, кубик-кости.

Ход непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе:

1. Орг. момент

Дети входят в группу. Логопед приглашает всех детей встать вокруг него на ковре.

Логопед: Сейчас мы с вами, ребята, поиграем. Будьте внимательными, выполняйте только те движения, которые я назову:

В стороны руки: ими помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки в замок и назад.

Полетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Полетела, полетела, на … села

(… на головку, на плечи, на колени, на живот, на затылок и т.д.)

Сбивчивый момент: логопед периодически выполняет не те движения, которые называет.

Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом перед доской.

2. Сообщение темы НОД:

Логопед:  Отгадайте загадки:

Чик – чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона. Кто она? (ворона)

Каждый год я к вам лечу.

Зимовать у вас хочу.

Ведь ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (снегирь)

Логопед:  О ком мы будем сегодня говорить? (о птицах) Правильно вы догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в тёплые края? (перелётные) Правильно, перелётные. А почему они улетают?

Ответы детей: холодно, птицам нечего есть …

Логопед:  Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Как называются эти птицы (зимующие). Правильно, зимующие. Многих из них вы видели на улицах нашего города.

На доске укреплены картинки, изображающие перелётных и зимующих птиц. Логопед предлагает детям по очереди выбрать картинки с изображением зимующих птиц.

Каждому ребёнку логопед задаёт вопрос: Кого ты выбрал?

Ответы детей: Я выбрал воробья, (ворону, голубя, синицу, дятла, сову, снегиря, сороку).

Логопед: Какие птицы остались на картинках на доске? (перелётные)

С доски убираются картинки, изображающие перелётных птиц, прикрепляются выбранные картинки, кроме сороки. Показываю сороку. Какая она? (белая грудка, голова, крылья, хвост – чёрные, хвост длинный).

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем с сорокой.

Упражнение «Сорока».

ОКА – ОКА – ОКА –

Где живёт сорока?   (потереть ладони друг о друга)

ОКИ – ОКИ – ОКИ –

Не найти гнездо сороки. (приставить ладони ребром ко лбу, как козырёк, и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

ОК – ОК – ОК –

На, поклюй-ка колосок!   (кулачками провести по крыльям носа)

КУ – КУ – КУ –

Попить лети ты на реку. (раздвинуть указательный и средний палец «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами)

КО – КО – КО –

А река-то далеко!    (мягкими движениями ладоней погладить шею сверху вниз)

3. Путешествие в зимний лес.

Логопед: Некоторые из этих птиц живут в лесу. Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие-экскурсию в зимний лес и посмотреть, как там зимуют птицы.

Дети строятся, звучит тихая музыка. Все отправляются в лес.

Логопед: В лесу много снега, надо высоко поднимать ноги, чтобы не увязнуть, не провалиться в снег.

Сопровождаемые логопедом, дети приходят на лесную полянку (вокруг «полянки» стоят ёлки, посреди поляны - пень).

Логопед: Стойте тихо, смотрите, не спугните птиц. Посмотрите, кто из птиц где сидит?

Ответы детей:

Ворона сидит ПОД деревом.

Сорока уселась НА пень.

Снегирь клюёт шишки НА ёлке.

Сова сидит В дупле.

Дятел стучит ПО стволу.

Воробей чирикает НА веточке.

Синичка сидит НА снегу.

4. Динамическая пауза.

Логопед: Ребята, мы с вами долго гуляем на поляне, замёрзли, давайте погреемся (в это время картинки птиц убираются):

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат

Топ-топ, топ-топ,

Ножки весело стучат,

А устали ножки

Хлопают ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Хлопают ладошки.

Поиграем мы немножко

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем –

Их сжимаем, разжимаем.

А потом вприсядочку

Пляшут дети рядышком.

Книзу-кверху, раз и два –

Вот как пляшет детвора.

Логопед: Ну вот и согрелись. Ой, ребята, мы с вами громко играли, спугнули птиц. Давайте вспомним, каких птиц не стало (игра на развитие внимания и памяти «Кого не стало?»)

Ответы детей:

Не стало вороны ПОД деревом.

Не стало сороки НА пне.

Не стало снегиря НА ёлке.

Не стало совы В дупле.

Не стало дятла НА стволе.

Не стало воробья НА веточке.

Не стало синички НА снегу.

Логопед: А теперь пора домой. Возьмитесь за руки и пойдём.

5. Дидактическая игра «Кормушка»

Логопед: Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.

Показываю кормушку.

Логопед: Мы кормушку смастерили и столовую открыли.

(логопед обращается к каждому из детей по очереди)

Ко мне на кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка … (воробьёв), ко мне прилетел снегирь, а к тебе стайка … (снегирей, ворон, сорок, синиц, сов, голубей, дятлов).

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой

Стайки на крыльцо.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Логопед: А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (ответы детей: зёрнышками, семенами и т.д.)

Логопед: Правильно. Я вам покажу семена, которыми можно покормить птиц.

Это семена дыни. Какие семена? – Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? – Арбузные. Их ест снегирь.

Семечки подсолнуха. Пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

А ещё у нас есть сало, какая птица любит сало?

Логопед: Давайте посчитаем, сколько птичек прилетело к нам на кормушку. (дети бросают кубик-кости, сколько точек выпало на грани куба, столько прилетело птиц)

Логопед: воробей – Ребёнок: два воробья.

Логопед: ворона – Ребёнок: пять ворон. И т.д.

6. Игра «Картинки-загадки»

Логопед: Ребята, художник рисовал птиц, но работу свою не закончил. Что не дорисовал художник?

Детям раздаются карточки с неполным изображением птиц.

Логопед: Чего нет у вороны?

Ребёнок: У вороны нет клюва.

Логопед: Чего нет у воробья?

Ребёнок: У воробья нет крыльев. И т.д.

Логопед: предлагает детям сесть за столы и дорисовать картинки.

7. Итог НОД.

Логопед: О ком мы сегодня с вами говорили? Где мы побывали?

Дети вспоминают этапы занятия.

Логопед: какие птицы прилетали к нам на кормушку. (ответы детей)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали.